Православие и современность. Электронная библиотека

— И здесь тоже приходится сказать, что меру компромиссов каждый человек должен устанавливать для себя самостоятельно. Вот где эта мера? До какого момента это компромисс и с какого начинается предательство? Трудно дать совет. Но надо понимать, что когда-то с компромиссами придется заканчивать. Один компромисс, второй, третий, четвертый… а потом —отступление от веры. Рано или поздно нужно остановиться.

— В чем причина расслабленности, которая так часто овладевает верующими людьми? Опасен ли для христианской жизни комфорт, к которому мы так привыкли?

— Безусловно, это одна из основных причин того, воля человека и его решимость ослабевают. Конечно же, современный человек привык к комфорту, привык к тому, чтобы все и всегда в его жизни было хорошо, удобно, и хочет, чтобы такой же комфортной, удобной была и его духовная жизнь. Тогда он приходит на исповедь и, вместо того чтобы обличать себя, начинает жаловаться, что у него это вот не так и это не эдак… Сегодня очень многие люди, может быть, не отдавая себе в этом отчета, считают, что вера — это то, что должно помочь им комфортно себя чувствовать в нашем мире.

А должно быть наоборот. Вера — это то, что взламывает чувство комфорта, успокоенности. У старца Паисия есть замечательное выражение, которое, как мне кажется, удачно переведено на русский язык,— «добрая обеспокоенность». Вот вера — это то, что рождает в сердце добрую обеспокоенность, неудовлетворенность собой и своим сегодняшним положением, греховным состоянием своей души, память о том, что ничто нечистое не войдет в Царство Небесное (см.: Откр. 21, 27). А если человек успокаивается, он обрастает мхом, в том числе — в духовном смысле.

Мне хотелось бы посоветовать сегодняшним христианам только одно — иметь добрую обеспокоенность. Эти слова старца Паисия как нельзя больше подходят для нашего времени. Иметь добрую обеспокоенность и понимать, что до конца жизни надо трудиться над собой. Это «скучные» слова, и, наверное, прочитав их, большая часть людей не захочет в них вдумываться… И все же жизнь христианина — это ежедневная, постоянная, может быть, не очень интересная, потому что негероическая, работа над самим собой, над своим сердцем. Другого пути нет.

Беседовала Наталья Горенок

Газета «Православная вера», № 20 (400), 2009 г.

Ответы на вопросы Ответы Епископа Саратовского и Вольского Лонгина на вопросы посетителей портала «Православие и современность» и корреспондентов разных изданий: информационных агентств «Интерфакс», «СаратовБизнесКонсалтинг», «Взгляд-инфо», федеральных и региональных выпусков газет «Известия», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», журналов «Альфа и Омега», «Фома», «Нескучный сад», «Православие и современность». Церковь, общество, государство Как сегодня должны строиться отношения между государством и Русской Православной Церковью, Ваше мнение?