Православие и современность. Электронная библиотека

Очень многих людей крестили во младенчестве. Обычай крестить младенцев — очень древний, установившийся буквально с первых дней существования христианской Церкви. Он упоминается в книге Деяний апостольских, где говорится о Корнилии сотнике, который крестился со всем домом своим.

Таинство совершается над младенцем по вере его восприемников и родителей. Проблема в том, что сейчас многие из них относятся ко Крещению формально и не делают затем никаких шагов по религиозному воспитанию ребенка. Но тем не менее таинство действенно, благодать Божия действует в сердце человека, и подтверждение тому — Ваше желание креститься осознанно.

Ничто не мешает Вам стать сознательным христианином. Полноценное вхождение человека в Церковь называется воцерковлением. Участие в жизни Церкви, в ее таинствах (важнейшие из которых — Покаяние и Причащение), регулярное посещение богослужений меняют жизнь и само мироощущение человека. И если Ваше воцерковление состоится, Вы на самом деле почувствуете то, что рассчитываете получить, как Вам кажется, крестившись заново.

Что делать, если человек не знает, был ли он крещен?

Когда неизвестно достоверно, крещен человек или нет и существует опасность того, что он может остаться на самом деле некрещеным, то таинство Крещения все же совершается. Только в момент произнесения тайносовершительных слов священник вносит в них определенную коррективу, так что звучат они следующим образом: «Крещается, аще (если) не крещен…».

Чем отличается молитва в домашних условиях от молитвы в храме? Верующему человеку необходимы и личная (келейная), и храмовая (соборная) молитва, потому что молитва в храме — это, прежде всего, молитва во время Божественной литургии, когда происходит самое главное таинство в Православной Церкви — таинство Евхаристии и Сам Господь невидимо присутствует среди нас. Во-вторых, молитва в церкви — общая. Спаситель сказал в Евангелии: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Поэтому молитва в храме, повторю,— это молитва в присутствии Господа. Ну и, кроме того, в храме человек не только молится за богослужением, но может принять участие в церковных таинствах, в которых человеку подается врачующая, укрепляющая и помогающая ему благодать Божия. Я верю в Бога, не сомневаюсь в Его существовании, силе и могуществе. Не могу только полюбить Его. Читал, что любить Бога НАДО за то, что он создал такой прекрасный мир, поставил человека хозяином мира, заботится о нас, прощает наши грехи. Но ведь это благодарность, а не любовь. Если человек любит, он не требует ничего взамен — ни благодати, ни прекрасного мира с цветами, птицами и морями. Как мне полюбить Бога? Заповедь о любви, данная нам Богом,— самая важная и самая трудная (см.: Мф. 22, 37–40). К сожалению, даже люди, которые читают Евангелие, стараются строить свою жизнь в Церкви, часто тратят свое время на поиски и выполнение всевозможных правил: что делать вот в этом случае, каким образом поступать в таком-то?.. Сердце человека естественным образом склоняется к Ветхому Завету, когда религиозность заключалась в исполнении определенных предписаний. Причем, оказывается, чем их больше, чем они сложнее,— тем легче человеку, потому что исполнять их гораздо проще, чем научиться любить. А ведь Господь сказал о том, что любовь — главное свойство христианина, которое отличает его от всех окружающих: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Любовь — и к Богу, и к людям — дается человеку, особенно современному, действительно, очень трудно. Думаю, для того чтобы полюбить Бога, нужно все-таки взрастить в себе чувство благодарности — за то, что я живу на свете, за все, что Господь посылает мне в этой жизни. Благодарность — естественное чувство человека, который принял на себя труд осмыслить свое бытие. Еще очень важно вот что: любовь зарождается в сердце того, кто навыкает жертвовать чем-то ради других людей. Сегодня люди в основной своей массе, наоборот, все время ждут чего-то от других людей, от мира, от Бога, обижаются, живут с ощущением того, что им «недодали» того, что им причитается по праву. В таком сердце любовь может возникнуть только чудом, но, скорее всего, не привьется к нему. А вот если человек живет с ощущением (очень правильным), что сам он должен всем, обязан проявлять ко всем любовь, заботу, внимание, благодарность,— вот тогда в таком сердце возникает любовь.