Православие и современность. Электронная библиотека

Еще нужно понимать, что любовь не является предварительным условием веры. Любовь — это итог, это венец жизни христианина. К ней нужно стремиться, нужно воспитать ее в себе, за нее нужно повоевать.

У меня друг, инвалид детства, не верит в Бога, так как он считает, что Бог должен быть милосердным к людям, а получается, что к нему Он немилосерден, раз наказал с рождения неизлечимой болезнью. Я сам инвалид и не могу ответить на этот вопрос; думаю иногда, что это наказание моим родителям или родственникам…

Очень трудно ответить на такой вопрос, не зная жизненных обстоятельств человека. Действительно, очень часто болезни детей — это последствия родительского греха, но не всегда. Вспомним евангельское повествование о том, как Спаситель увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 1–3).

Есть главное правило, которое должен соблюдать каждый христианин: принимать все, что посылает ему Господь, со смирением и стараться в той ситуации, в которой он находится, видеть волю Божию о самом себе. Жизнь человека полна скорбей, и практически каждый человек проходит испытание тяжелой болезнью. Бывают случаи, когда совершенно здоровый человек в одну минуту превращается в инвалида в результате несчастного случая… Обращали ли вы внимание, что люди по-разному реагируют на свои несчастья? Один человек принимает испытания с достоинством и терпением, другой — с ропотом, отчаянием, противлением, даже проклятиями в адрес Бога и людей… Думаю, что даже в чисто житейском смысле первому будет гораздо легче. Что же касается жизни христианской, то верующий человек старается быть готовым ко всему, зная, что Господь все, случающееся с нами, посылает нам во спасение. Многие святые тяжело болели при жизни, но несли свою телесную немощь, благодаря за нее Бога (прочитайте, например, жития Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, и, конечно же, библейскую Книгу Иова).

Вера может помочь человеку принять и понести свою болезнь. Когда человек обретает веру, старается узнать православное вероучение, то многие вопросы разрешаются, меняется и его отношение к жизни.

Подскажите, пожалуйста, что делать. Чувствую себя нормальным человеком, не обделен вниманием женского пола. Но у меня в душе лежит блудный грех, нравится смотреть фильмы содержания категории ХХХХ (особенно в Интернете)... Имел такого рода «забавы» для удовольствия со своим двоюродным братом. Верю в Бога, хожу в церковь, прибегаю к спасительным таинствам. Но не каюсь в этом на исповеди — не могу: стыдно… Что делать? Вы хорошо говорите: «чувствую себя нормальным человеком». Это очень важно. Значит, Вы хорошо сознаете ненормальность, противоестественность той страсти, которая разъедает Вашу душу. Не надо удивляться и даже ужасаться ей в самом себе, не надо считать ее своей; нужно, напротив, верить, что это – диавольское искушение, в сущности своей противное Вашей природе. В поврежденном падением человеческом естестве присутствует возможность любого греха. Но диавол стремится возбудить в человеке, и в христианине в том числе, ту страсть, которая скорее всего может погубить его душу. Он ненавидит образ Божий, неизгладимо напечатленный в нас, и желает надругаться в нас над ним, унизить человека — возлюбленное творение Божие. И блудные страсти и грехи, особенно носящие противоестественный характер,— лучший для него способ в достижении подобной цели. Поэтому там, где только имеет диавол возможность преуспеть в искушении человека подобными образами и помышлениями, усердию его не будет предела. К сожалению, в наше время слишком многое служит врагу спасения в качестве подспорья. Люди совершенно потеряли не только страх Божий, но и элементарный стыд. Фильмы, журналы, книги с самым извращенным содержанием сегодня общедоступны и легко могут из маленькой тлеющей искры разжечь в сердце соприкоснувшегося с ними пожар самой непотребной страсти. Это Вы можете видеть в данном случае и на самом себе. Что посоветовать Вам? Слава Богу, Вы — верующий человек, а следовательно, можете искать помощи в своей немощи у Бога и у святой Его Церкви, что Вы отчасти и делаете. Но вот Ваша самая большая ошибка: вместо того чтобы от искреннего сердца раскаяться на исповеди в своих грехопадениях (реальных и мысленных), Вы утаиваете их, дерзая при том приступать к таинству Причащения. Господь весьма милосерд и долготерпелив. Однако когда человек принимает Тело и Кровь Христовы недостойно, без исповедания всех своих согрешений, что-то по малодушию скрывая и не оставляя притом вновь и вновь повторяемого греха, то благодать таинства может послужить ему не столько ко спасению, сколько к осуждению. Чтобы этого не произошло, необходимо решиться на исповедь искреннюю, до конца откровенную, не утаивая в ней ничего, в чем обличает вас совесть. Стыд перед священником — ложный стыд. Да, конечно, священник тоже человек, и он может по немощи своей соблазниться, осудить. Однако настоящий пастырь никогда не отвернется от христианина, обнажающего на исповеди свои душевные раны (какими бы неприглядными они ни были) и просящего об их исцелении. Напротив, именно по отношению к такому человеку он проявит наибольшую заботу и сострадание. Полная исповедь, безусловно, станет для Вас самым действенным шагом к душевному исцелению. Но также необходимо вместе с исповедью пересмотреть и свою жизнь в целом. Пересмотреть и удалить из нее все, что может способствовать развитию страсти. Нескромные фильмы и книги, общение с людьми, подверженными подобному греху,— все это должно быть устранено из Вашей жизни. Вместе с тем необходимо, чтобы Ваша христианская жизнь приобрела более определенный, твердый характер. Регулярное посещение храма, регулярная исповедь, исполнение молитвенного правила, внимание к своей внутренней жизни и труд самоисправления — вот что укрепляет душу, дает силы для борьбы с искушающим ее грехом. Вы говорите о том, что «не обделены вниманием» девушек. Молитесь, чтобы Господь послал Вам хорошую, верующую девушку, с которой Вы смогли бы связать свою жизнь, вступив в благословленный Церковью брак; думаю, это также помогло бы справиться с нынешним искушением.