Православие и современность. Электронная библиотека

Мне кажется, что Ваше состояние вызвано во многом неправильными представлениями о сущности нашей веры. Вы бываете в храме, Вы пытаетесь молиться — это очень хорошо и необходимо каждому человеку. Давайте попытаемся разобраться, что же привело Вас к такому унынию.

Да, все мы люди грешные, грешим постоянно и ежечасно, и лучше всего это понимали как раз те люди, кого ныне мы почитаем святыми. «Держи ум свой во аде и не отчаивайся»,— вот один из главных принципов христианской жизни, сформулированный преподобным Силуаном Афонским21.

Что же дает нам силы не отчаиваться? Мы, православные христиане, знаем, что милосердный Господь принимает наше чистосердечное исповедание в любое время и подает отпущение наших грехов в таинстве Исповеди. Прийти «поздно», как Вы пишете, невозможно: Господь с одинаковой любовью приемлет и первых, и последних — работников одиннадцатого часа, как говорится в евангельской притче (см.: Мф. 20, 1).

Кстати, часто ли Вы читаете Евангелие, без которого невозможно прийти к Богу, к вере? Сколько раз в Вашем письме звучит: «Мне страшно… Я боюсь»? Но прочитайте Евангелие и обратите внимание на то, как Господь обращается к Своим ученикам: Не бойтесь (Лк. 12, 4) — и к ищущим помощи Его: Не бойся, только веруй (Лк. 8, 50).

Есть еще очень важные вещи, о которых необходимо помнить, чтобы жить по-христиански. Нужно научиться верить Богу, в молитве вверяя Ему себя самих и наших близких. Вам особенно необходимо молиться о муже и дочери, но просить в молитве не того, что нам в данный момент кажется наилучшим, а просить Господа подать нам необходимое для нашего спасения, для жизни вечной. Нужно помнить и о том, что иногда приходят болезни и скорби и они тоже попущены Господом как средство для очищения нашей души, что они необходимы на пути к вечности. Нам, христианам, надо научиться принимать и переносить их с терпением и благодарением.

Начните регулярно бывать на богослужении в храме — любом храме Русской Православной Церкви, который ближе к Вашему дому или к которому расположено Ваше сердце. Регулярно приступайте к таинствам Исповеди и Причастия. Молитесь за богослужением, которое само по себе обладает удивительным действием: утешает скорбящих, вразумляет ищущих. Молитесь дома, откройте молитвослов, попытайтесь найти слова, необходимые Вам. Не отступайте и не отчаивайтесь: хранит Господь всех любящих Его (Пс. 144, 20).

Моя свекровь периодически ездит на отчитки. Зачем это нужно? Правильно ли, что на отчитки приезжают автобусами? «Отчитка» — это простонародное название чинопоследования, проводимого по благословению правящего архиерея тем или иным священником над людьми, страдающими беснованием, то есть одержимыми бесом. Распознать таких людей довольно просто: они бросаются на окружающих, лают, разговаривают «чужими» голосами, особенно часто это происходит при приближении к святыне: в храме, во время чтения Евангелия и т.д. Беснование попускается Господом по разным причинам, но даже такое тяжкое состояние может вести ко благу самого человека. Вот как пишет об этом старец Паисий Святогорец: «…Человек, в котором есть нечистый дух, не только мучится, искупая свои грехи (или приобретает венец, если он сам не был причиной своего состояния), но по необходимости и смиряется перед людьми. Бог в конце концов освобождает его, так что его душа получает сугубую пользу». Случаи беснования достаточно редки, по крайней мере, количество действительно одержимых неизмеримо меньше, чем количество тех людей, которые по каким-то причинам стремятся попасть на отчитку. Эта «мода» на отчитки, по-видимому, раздувается теми, кто превратил эти автобусные поездки в доходный бизнес. Мне, мягко говоря, непонятны и действия некоторых священнослужителей, проводящих массовые отчитки над людьми, по-настоящему нуждающимися не в том, чтобы из них «изгнали бесов», а в элементарном просвещении, в знаниях о Церкви и о том, что же такое подлинная духовная жизнь. В нашей стране выросло уже несколько поколений людей, насильно оторванных от своих христианских корней, от Церкви. А поскольку потребность в религиозном освящении жизни изначально присуща человеку, эту «пустоту» заполнили всевозможные околорелигиозные, полуоккультные представления и мифы, в которых перемешаны правда и ложь. Поэтому ситуацию, когда люди регулярно ездят на отчитку, чтобы «поправить здоровье» или «избавиться от дурных привычек», как они говорят, нельзя считать нормальной. Я знаю примеры, когда здоровые люди отправлялись на отчитку и на самом деле становились бесноватыми. В любом случае, отчитка — это не то, что может заменить полноценную духовную жизнь, участие в церковных таинствах, работу над своим сердцем, которой учит нас святая Церковь. Можно ли лгать в вынужденных обстоятельствах, например, спасая честь, жизнь? Как понять, когда можно соврать, а когда нет? Есть много примеров, когда девушки-христианки предпочли самоубийство надругательству над собой. Почему они не смирились, если Господь не попускает больше, чем может вынести человек?