Православие и современность. Электронная библиотека

После исповеди и Причастия чувствую радость, легкость, но сегодня все оказалось не так… В очереди на исповедь впереди меня было человек 12. Время на исходе: все, не успею исповедоваться. Я разнервничалась. В последний момент появляются две бабули, просят пропустить их. Я решительно отказала. Все-таки последняя успела исповедоваться, благодаря Бога. Успела к Причастию. Но, выйдя из храма, не почувствала радости. Сейчас я в недоумении. На душе пустота и чувство вины перед Богом. В чем дело?

Помните, что главное все-таки и до Причащения, и после, и в течение всей христианской жизни — это иметь мир со всеми. Как Вы сами поняли, это непростое дело. К этому миру нужно стремиться и за него нужно бороться, ни в коем случае не поддаваясь злобе и раздражению. А что касается описанной Вами ситуации, если Вы стоите в очереди на исповедь или куда-то еще, обязательно надо пропускать всех, кто этого попросит, ни в коем случае не бояться, что опоздаете: Господь смотрит на Вас. И поверьте, если бы Вы, пропустив тех бабушек вперед, не успели причаститься, но приняли бы это, как волю Божию, Вы получили бы гораздо больше пользы для своей души.

Подскажите, пожалуйста, есть ли хоть какая-нибудь возможность искупить грех убийства (человек вернулся с войны в Чечне)? И имеют ли право священнослужители в церквях не принимать его исповедь и покаяние?

В церковных канонах различаются убийство вольное, невольное (ненамеренное) и убийство на войне. Но, безусловно, убийство — это тяжкий грех, и во время военных действий убийства совершаются в разных обстоятельствах. Поэтому человеку необходимо прийти в храм, прибегнуть к таинству Покаяния (Исповеди) и раскрыть перед священником то, что есть на совести, ничего не скрывая и ни в чем себя не оправдывая.

Бог принимает покаяние каждого человека, если оно искреннее. Поэтому и священник, который выступает в таинстве свидетелем покаяния, не может отвергнуть кающегося, не принять его исповедь.

Посоветуйте, пожалуйста, как бороться с неуверенностью в себе. И как сочетать уверенность в себе со смирением и надеждой на Бога? Человек верующий должен быть уверен не в себе, а в Боге. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5, 6–7),— так наставляет нас апостол Петр. Однако верна и известная поговорка: «Под лежачий камень вода не течет». Как это совместить, как понимать правильно? Когда человек с верой и упованием на Бога делает то, что он должен делать, Господь Сам помогает ему и совершает то, что может сотворить только Он один. И если человек исполняет любое дело как бы перед лицом Божиим, предает себя, всю свою жизнь в руки Божии, уходит страх, чувство собственной несостоятельности, приходит чувство покоя, уверенности (а не самоуверенности), в основе которого — смирение и упование на Бога. Уже на протяжении многих лет мне в голову лезут жуткие мысли: то я смерти желаю кому-то, то называю как-то плохо, особенно близких и любимых людей. Я же не хочу этого! Если это от лукавого, то как с этим бороться? То, о чем Вы пишете, можно назвать нашествием помыслов. Человек постоянно подвергается этому нашествию. В голову людям приходят, точнее, привносятся врагом рода человеческого самые разные мысли и пожелания, в том числе и те, которым он никак не может сочувствовать, с которыми он борется. Не надо по этому поводу терзаться и впадать в отчаяние: «Как это мне приходит такое в голову?». Святые отцы в таких случаях рекомендуют говорить самому себе: «Это не мое», — ведь это действительно не Ваше. На подобные бесовские искушения надо не обращать внимания в том смысле, что следует относиться к ним так же, как мы относимся к какому-то внешнему шуму, например, навязчивой музыке, несущейся из чужого окна. Ведь если мы не можем сию же минуту прекратить это неприятное воздействие или уйти от него, мы просто стараемся не обращать на него внимания. Так же нужно относиться и к помыслам. Молитесь Богу, чтобы Он помог, Сам защитил от этой вражеской силы. Ну, а главное наше оружие в духовной брани, конечно же, таинства Исповеди и Причащения.