Православие и современность. Электронная библиотека

На ваш взгляд, оправдано ли такое непременное требование к входящей в храм женщине: быть «покрытой», то есть иметь на голове платок? Известные слова апостола Павла относятся к совершенно другому обществу, к совершенно другому и давным-давно минувшему укладу жизни; о какой власти над современной женщиной можно сегодня говорить, о каком ее младшинстве и зависимости? Хорошо, можно согласиться, что это «просто традиция»; но стоит ли придавать этой традиции такое колоссальное значение и требовать ее соблюдения столь категорично, как сегодня это наблюдается в Церкви?

Апостол Павел был еще и против мужеложества — кому-то и это сегодня кажется устаревшим… Вот что важно понять: если женщина добровольно (я подчеркиваю, добровольно) соглашается надеть платок прежде, чем войти в храм,— это знак того, что она принимает факт неравноправия. Да, мужчина и женщина неравноправны — в хорошем смысле слова. Они, конечно, равноправны в смысле прав человека, но они не одинаковы; функция мужчины — одна, функция женщины — другая, прежде всего, конечно, быть матерью. Это не младшинство, нет. Это инаковость. При этом я совершенно убежден, что никакие традиции не должны ставиться во главу угла. Огромное количество людей входит в храм впервые, и если в первый раз вошедшую в храм женщину встречают вот таким образом: «Почему накрасилась, почему без платка, почему в брюках?», она воспримет Церковь как систему запретов: так нельзя, эдак нельзя… Система запретов ни к чему хорошему не приведет. Некоторые вещи в человеке должны сами произрасти. Ведь наше внешнее поведение — это выражение внутреннего устроения. Чем правильнее внутреннее устроение, тем сдержаннее, благообразнее будет внешний облик. Вот почему начинать надо с воспитания чувств.

Как в современных условиях совместить рабочий режим с режимом богослужений?

Когда я был приходским священником в Москве, это был постоянно задаваемый вопрос: ведь сегодняшние прихожане — люди в основном не пенсионного возраста. Да и Москва такой город, что, пока до храма доедешь, служба уже и кончится. Что ж, брали благословение и читали каноны или акафисты дома, а если какой-то большой праздник, на работе отпрашивались. Все мы понимаем, что жизнь в миру и монастырский устав — это разные вещи; все службы посещать невозможно. Иной раз, когда нет возможности пойти на службу, а душа рвется в храм, на выполнение своих обязанностей по работе или по дому можно взглянуть — до некоторой степени — как на духовное упражнение; так что в принципе всегда можно найти выход из положения и получить духовную пользу.

Может ли богатый быть хорошим христианином? Нельзя ответить «в общем», поскольку каждый человек существует в развитии. Богатый человек может быть христианином, но чем более хорошим христианином он будет, тем скорее перестанет быть богатым, потому что просто не сможет равнодушно смотреть на то, что рядом люди голодают, кому-то негде жить, что есть сироты, о которых просто некому заботиться. Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к богатым, говорил: Бог дал тебе богатство для того, чтобы ты распорядился им так, как Он этого хочет. Каков взгляд Церкви на демографический кризис? К сожалению, говоря о способах решения демографической проблемы, у нас очень много уповают на улучшение финансового положения семей. Действительно, хорошо иметь нормальные бытовые условия для детей, финансовые возможности для их воспитания. Все это так — не будем заниматься демагогией и говорить, что это не важно. Но, с другой стороны: мы видим, что сейчас вполне обеспеченные люди не хотят иметь более одного-двух детей. А ведь наши родители, бабушки и дедушки растили нас в условиях, гораздо более сложных, и, слава Богу, и воспитали, и вырастили. Дело в том, что основная проблема, с которой сегодня сталкивается не только Россия, но все человечество (причем, я подчеркну, секулярное человечество, сознательно отказавшееся от Бога),— это то, что мы живем в обществе победившей идеологии потребления. Это неправда, когда говорят, что сегодня идеологии нет. Неправда, что мы живем в каком-то внеидеологическом обществе. Ничего подобного. Победившая, существующая идеология — это идеология потребления: «Бери от жизни все!». Этот лозунг необыкновенно популярный и легко исполнимый. Человек так устроен, что, для того чтобы сделать что-то требующее самоотдачи, самопожертвования, ему нужно прилагать усилия. А вот для того, чтобы просто «брать все» от жизни, никаких усилий прилагать не надо. Помните, некоторое время назад была такая реклама: «Такой удобный мир!». Если мы выпускаем в мир молодежь, убежденную, что надо только брать от жизни, она и будет брать. Но для того, чтобы родить детей и их воспитать, нужно уметь отдавать. И нужно учить этому молодых людей — отдавать и получать от этого радость, быть счастливыми. А когда человек знает, что, для того чтобы быть счастливым, нужно брать, он так и будет всю жизнь жить в одиночестве и считать, что он еще не всё от жизни взял. Поэтому общество, которое отказалось от Бога, общество, в котором нет самопожертвования, религиозной мотивации к рождению и воспитанию детей, обречено на вымирание. Все цивилизации, в которых господствовала философия наслаждения, погибли. И если наша европейская цивилизация пойдет по этому пути, она тоже обречена. На смену народам, которые не хотят рожать детей, придут те, у которых принята многодетность.