Православие и современность. Электронная библиотека

Святейший Патриарх действительно запретил духовенству Русской Православной Церкви собирать подаяние в общественных местах. Поэтому, когда Вы видите, что люди в непонятных черных одеяниях просят милостыню на храмы, неизвестно, существующие ли в природе, на улицах или, как например, в Москве, в метро, Вы вправе усомниться в чистоте их намерений.

Однако не следует забывать, что на сегодняшний день единственный финансовый источник существования Православной Церкви в России — добровольные пожертвования прихожан. Они могут осуществляться в виде пожертвования на свечи, книги, иконы в церковных лавках, а также как прямое целевое пожертвование на ремонт или реставрацию храма. И очень многие храмы в нашей стране восстанавливаются из руин только благодаря спонсорской помощи. Естественно, что настоятелям этих храмов приходится просить этой помощи — при личных встречах или так, как Вы пишете, размещая информацию о храме в Интернете, на православных сайтах. Как правило, при этом легко можно уточнить, что это за храм, на что будет истрачено пожертвование. Поэтому в размещении подобных объявлений в Интернете я не вижу ничего плохого.

Из-за мошенничества я лишился крупной суммы денег. Должен ли я обратиться в правоохранительные органы? Имеет ли право на существование уголовное наказание с христианской точки зрения?

Вам обязательно следует написать заявление в правоохранительные органы, чтобы привлечь мошенника к ответственности. Именно потому, что, возможно, он обманывал кого-то раньше и будет продолжать обманывать в будущем. Если есть такая возможность, следует остановить человека в его антиобщественном поведении. Никакого противоречия с заповедью не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1) здесь нет, потому что в данном случае Вы защищаете не только себя, но и других людей.

Уголовное наказание, если смотреть шире,— это, конечно же, «дань» ветхому человеку (см.: Еф. 4, 22; Кол. 3. 9), и поскольку это ветхое в каждом человеке и в обществе в целом занимает еще слишком большое место, то государству приходится сохранять такие учреждения, как суд и система исполнения наказаний.

По словам одного русского философа, мы не можем сделать жизнь на этой земле раем, но это не значит, что мы не должны препятствовать тому, чтобы она стала адом. В этих словах и заключается правильное отношение христианина к подобным явлениям.

Почему духовенство освящает оружие? Не получается ли, что Церковь благословляет людей на убийство? Дело в том, что понятие «война» совсем не равнозначно понятию «убийство». Война — это такое событие, на которое человек отправляется не убивать, а умирать сам. Поэтому, с одной стороны, Церковь молится о воинах, благословляет их, освящает их оружие, потому что для нас война — это защита своего Отечества, мирного населения, это исполнение заповеди Божией о том, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). С другой стороны, если человек, даже совершая доброе дело, защищая других, при этом кого-то убивает,— конечно же, он совершает грех: убийство остается убийством. В древности воинов, о которых молилась Церковь, которых Церковь напутствовала, посылая на сражение, все-таки отлучали от Причастия на определенный срок, потому что даже враги, которые пришли нашу землю завоевывать, убивать, грабить,— это люди, в них тоже заключен образ Божий. Здесь не противоречие — здесь антиномия, которыми полна наша жизнь, что является одним из последствий того состояния грехопадения, в котором все мы находимся. Почему в церквях продаются иконы, кресты — это же должно даваться человеку даром? Почему крещение или отпевание имеет цену, это же должны делать бескорыстно?