Православие и современность. Электронная библиотека

Церковь не дает «благословения супругам разводиться». Церковь, по снисхождению к человеческой немощи, в случае если брак распался по вине одного из супругов, признает факт распада этого брака и благословляет невиновной стороне вторичное венчание тогда, когда у человека есть желание вступить во второй брак.

В современной практике при решении подобных вопросов Церковь руководствуется положениями документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Приведу отрывок из главы Х — «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности»: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф. 19, 6, 9). Развод осуждается Церковью, как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа.

Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности .

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Можно ли развенчать моего гражданского мужа с первой женой? Он уже был женат второй раз и тоже развелся. Когда он собирался жениться второй раз, ему в развенчании отказали. После этого муж перешел в католичество, я православная. Хотела бы, чтобы семья была едина в вероисповедании. Что для этого нужно?

Прежде всего Вам следует разобраться для себя в том, что такое венчание. Это не замена регистрации в ЗАГСе, не дополнение к ней и не просто красивая церемония, которую можно повторять сколько угодно раз. В таинстве Брака (Венчания) Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей, при этом супруги обещают Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. С этого момента они уже не два разных человека, но «единая плоть», которую не может и не должен пытаться разлучить никто из людей.

Церковные таинства не имеют обратной силы, поэтому по канонам Церкви никаких «развечаний» не предусматривается. Церковь может только со скорбью констатировать тот факт, что брак распался ввиду, например, неверности одного из супругов. В случае если одна из сторон не виновата, ей разрешается повторный церковный брак. Для Вашего, как Вы пишете, «гражданского мужа», это уже третья попытка создания семьи. И поскольку Вы пишете, что «ему в развенчании отказали», я полагаю, что он и был той стороной, которая виновна в разрушении брака, и теперь уже не одного. Для того чтобы семья была едина в вере, я могу Вам посоветовать только одно: прочитать Евангелие, познакомиться с жизнью Церкви, принести покаяние в грехах, одним из которых является так называемый «гражданский брак» — сожительство, которое не является браком ни с точки зрения Церкви, ни с точки зрения государственного гражданского законодательства. Предупреждая людей об этом, Церковь поступает при этом не как «враг простого человеческого счастья», а скорее, как опытный врач, который знает, что люди, которые ведут греховный образ жизни, наносят тем самым себе и друг другу тяжелые и опасные раны. Обратитесь с прошением в каноническую комиссию той епархии, на территории которой проживаете. В исключительных случаях Церковь может благословить третий брак. Если же, по рассмотрении всех обстоятельств, каноническая комиссия и правящий архиерей епархии придут к выводу, что это невозможно, смиритесь с этим и ограничьтесь заключением реального гражданского брака (в ЗАГСе), который также признается Церковью. Находясь в таком браке, Вы сможете вести церковную жизнь, участвуя в таинствах Покаяния и Причащения, воспитывая в вере своих детей. Что же касается «перехода» Вашего будущего супруга в католичество, насколько можно понять из Вашего письма, из какого-то чувства протеста, мне вообще непонятен этот его шаг (непонятно, и в чем заключался этот «переход»). Для Католической Церкви без всяких оговорок возможен только один-единственный брак, повторное венчание исключено в принципе. Православная Церковь, допуская второбрачие, снисходит к человеческой немощи, поэтому в чине венчания второбрачных читаются особые покаянные молитвы. Моя подруга живет в гражданском браке (они с мужем не расписаны, он не разведен с первой женой). Одни священники разрешают ей причащаться, говоря, что сегодня древние каноны не действуют; другие — нет. Не в осуждение ли она причащается?