Православие и современность. Электронная библиотека

Если женщина, о которой идет речь, живет с мужчиной так называемым «гражданским браком», то есть таким, который не венчан в Церкви и не зарегистрирован в органах ЗАГСа, а тем более если этот мужчина не разведен со своей первой женой, то ни он, ни она не имеют права приступать к таинству Причастия. Такой вид отношений характеризуется как греховное блудное сожительство, и по канонам Церкви виновные в этом подлежат отлучению на срок от 3 до 9 лет.

В каком смысле сегодня «не действуют древние каноны»? Просто к людям, которые сознают свой грех, каются в нем и стараются изо всех сил исправить свою жизнь, по снисхождению, по любви к человеку правила не применяются по всей строгости. Но совсем отменить их, конечно же, невозможно; это неправильно. И если священники так говорят и делают, значит, они просто нарушают присягу, данную ими при хиротонии. И они, и человек, приступающий к Причастию недостойно, будут отвечать за это пред Богом.

Вашей подруге надо постараться прежде всего осмыслить свою жизнь, попытаться исправить ее. Грех не перестает быть грехом оттого, что современное общество не признает его таковым, а отсутствие единомыслия у будущих супругов делает очень сомнительным благополучие их совместной жизни. Но только сам человек, помня о Боге, может сделать свой выбор.

У нас с мужем двое детей. Муж против, чтобы я работала, а у меня два образования. Где моя жизнь? Смиряться? Это есть воля Божия?

Во многом ответ на этот вопрос зависит от Вашей веры: ведь от того, как человек относится к Богу, зависит и его отношение к своей жизни и близким. Для верующей женщины нет ничего зазорного, «неполноценного» в том, чтобы посвятить свою жизнь семье — мужу и детям. Поверьте, это великий труд, который окупится сторицей. Вообще, семейная жизнь требует определенного самопожертвования от обоих супругов. И именно потому, что современные люди не умеют и не хотят жертвовать ничем даже ради своих близких, мы видим рядом с собой столько разрушенных семей.

Мой вопрос касается смешанных браков с инославными христианами. В Православной Церкви в Америке мне сказали, что такие браки освящаются Церковью при условии, что венчание происходит в православном храме, дети воспитываются в православной вере и супруг(а) с уважением относятся к ней. Какого мнения придерживается Русская Церковь по этому вопросу? Могут ли отказать в благословении таких браков при соблюдении этих условий? Действительно, есть такая традиция. Мы знаем, что в России члены Августейшей Фамилии вступали в брак с представителями других европейских династий, и если супруга наследника престола всегда принимала Православие, то для других членов царской семьи этот шаг не был обязательным. Тогда в Русской Православной Церкви и сложились именно такие правила, о которых Вы пишете. И сегодня при соблюдении таких условий браки разрешаются, но все же предпочтительнее создавать семью, в которой есть общность веры. Если этой общности нет, как показывает опыт, это рано или поздно становится источником проблем и даже конфликтов, особенно если хотя бы один из супругов относится к своей вере всерьез. Мои родители любили выпить. Я, будучи ребенком, очень переживала. Они умерли, не дождавшись старости. Сейчас мне 59 лет, и страдания мои продолжаются: мои муж и сын тоже любят выпить. Сын при этом становится неуправляемым. Если Господь подает мне это во спасение и я должна нести свой крест, то как же мне помочь моим самым близким и любимым родным — мужу и сыну? Что я должна сделать, чтобы их спасти? Прежде всего за них нужно молиться — постоянно, с любовью и сердечной болью за них. Такая молитва не остается без ответа. Только собственными человеческими усилиями привести человека к вере, насильно заставить его изменить свою жизнь невозможно. Один человек не может отвратить от греховного пути другого человека, который сам, по собственному произволению по этому пути идет. Даже Бог отступает перед человеческой свободой. Поэтому и существует очень верное древнее выражение: «Бог может все, кроме одного — спасти человека без самого человека».