Православие и современность. Электронная библиотека

Церковные таинства не имеют обратной силы, поэтому по канонам Церкви никаких «развечаний» не предусматривается. Церковь может только со скорбью констатировать тот факт, что брак распался ввиду, например, неверности одного из супругов. В случае если одна из сторон не виновата, ей разрешается повторный церковный брак.

Для Вашего, как Вы пишете, «гражданского мужа», это уже третья попытка создания семьи. И поскольку Вы пишете, что «ему в развенчании отказали», я полагаю, что он и был той стороной, которая виновна в разрушении брака, и теперь уже не одного.

Для того чтобы семья была едина в вере, я могу Вам посоветовать только одно: прочитать Евангелие, познакомиться с жизнью Церкви, принести покаяние в грехах, одним из которых является так называемый «гражданский брак» — сожительство, которое не является браком ни с точки зрения Церкви, ни с точки зрения государственного гражданского законодательства. Предупреждая людей об этом, Церковь поступает при этом не как «враг простого человеческого счастья», а скорее, как опытный врач, который знает, что люди, которые ведут греховный образ жизни, наносят тем самым себе и друг другу тяжелые и опасные раны.

Обратитесь с прошением в каноническую комиссию той епархии, на территории которой проживаете. В исключительных случаях Церковь может благословить третий брак. Если же, по рассмотрении всех обстоятельств, каноническая комиссия и правящий архиерей епархии придут к выводу, что это невозможно, смиритесь с этим и ограничьтесь заключением реального гражданского брака (в ЗАГСе), который также признается Церковью. Находясь в таком браке, Вы сможете вести церковную жизнь, участвуя в таинствах Покаяния и Причащения, воспитывая в вере своих детей.

Что же касается «перехода» Вашего будущего супруга в католичество, насколько можно понять из Вашего письма, из какого-то чувства протеста, мне вообще непонятен этот его шаг (непонятно, и в чем заключался этот «переход»). Для Католической Церкви без всяких оговорок возможен только один-единственный брак, повторное венчание исключено в принципе. Православная Церковь, допуская второбрачие, снисходит к человеческой немощи, поэтому в чине венчания второбрачных читаются особые покаянные молитвы.

Моя подруга живет в гражданском браке (они с мужем не расписаны, он не разведен с первой женой). Одни священники разрешают ей причащаться, говоря, что сегодня древние каноны не действуют; другие — нет. Не в осуждение ли она причащается?

Если женщина, о которой идет речь, живет с мужчиной так называемым «гражданским браком», то есть таким, который не венчан в Церкви и не зарегистрирован в органах ЗАГСа, а тем более если этот мужчина не разведен со своей первой женой, то ни он, ни она не имеют права приступать к таинству Причастия. Такой вид отношений характеризуется как греховное блудное сожительство, и по канонам Церкви виновные в этом подлежат отлучению на срок от 3 до 9 лет. В каком смысле сегодня «не действуют древние каноны»? Просто к людям, которые сознают свой грех, каются в нем и стараются изо всех сил исправить свою жизнь, по снисхождению, по любви к человеку правила не применяются по всей строгости. Но совсем отменить их, конечно же, невозможно; это неправильно. И если священники так говорят и делают, значит, они просто нарушают присягу, данную ими при хиротонии. И они, и человек, приступающий к Причастию недостойно, будут отвечать за это пред Богом. Вашей подруге надо постараться прежде всего осмыслить свою жизнь, попытаться исправить ее. Грех не перестает быть грехом оттого, что современное общество не признает его таковым, а отсутствие единомыслия у будущих супругов делает очень сомнительным благополучие их совместной жизни. Но только сам человек, помня о Боге, может сделать свой выбор. У нас с мужем двое детей. Муж против, чтобы я работала, а у меня два образования. Где моя жизнь? Смиряться? Это есть воля Божия? Во многом ответ на этот вопрос зависит от Вашей веры: ведь от того, как человек относится к Богу, зависит и его отношение к своей жизни и близким. Для верующей женщины нет ничего зазорного, «неполноценного» в том, чтобы посвятить свою жизнь семье — мужу и детям. Поверьте, это великий труд, который окупится сторицей. Вообще, семейная жизнь требует определенного самопожертвования от обоих супругов. И именно потому, что современные люди не умеют и не хотят жертвовать ничем даже ради своих близких, мы видим рядом с собой столько разрушенных семей.