Православие и современность. Электронная библиотека

Духовная лень в значительной мере обусловлена сегодняшним временем, когда нам многое стало доступно, наши полки ломятся от книг, но мы остаемся такими же, какими были. Раньше человек прочитает одну книгу и всю жизнь ею руководствуется. Возьмите, к примеру, «Поучения» аввы Дорофея: если попробовать исполнять то, что там написано, жизни не хватит; но, если преуспеешь, таким человеком станешь, что вокруг тебя тысячи спасутся, по слову преподобного Серафима. Помните, преподобный Антоний Великий услышал в храме: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21), и ему не надо было больше ничего слушать: он нашел ответ на все свои вопросы.

Вот в этой потере живого отклика на слово Божие — наша беда. Мы его слышим постоянно, а оно проходит мимо нас, не приносит в нас плода.

— Каким образом человек приходит к гармонии внешней и внутренней деятельности? В чем она заключается?

— Наверное, гармония наступает тогда, когда человек увидит, что его жизнь состоялась. Думаю, что монашество как раз и есть гармония внешней и внутренней деятельности. Настоящее монашество — это когда человек живет по Богу и в то же время трудится в монастыре для братьев или сестер, для Церкви Божией.

Монашество — это очень трудный путь, это крест, это множество испытаний и скорбей, но одновременно и настоящее счастье. Для себя я это давно решил и знаю, что я самый счастливый человек, потому что Господь определил мне путь монашеский.

— Святитель Игнатий говорит о том, что слезы не по Богу нужно обратить в слезы по Богу. Каким образом исполнить этот совет?

— Слезы не по Богу — это когда человек плачет оттого, что ему жалко самого себя, что он такой несчастный, что никто его не любит, все его забыли и бросили и вообще все на свете плохо. А слезы по Богу — это когда человек благодарит Бога, радуется тому, что Господь послал ему испытание.

Как обратить слезы не по Богу в слезы по Богу? Это может быть только результатом постоянной внимательной, правильной, трезвой жизни, когда человек заботится о хранении своих помыслов и бдит над собой, возвращает себя на правильный путь после каких-то отступлений от него. Но этого нельзя добиться просто как некой отдельно взятой добродетели. Слезы по Богу — это плод жизни. — Какие существуют минусы и плюсы в жизни небольшого монастыря? — О плюсах мы уже говорили, а минусы — это то, что физически приходится тяжелее. Скажем, на Подворье служба кончилась — и каждый идет на свое послушание: кто в редакцию, кто в магазин, кто едет куда-то, например, на рынок что-то покупать и т.д. И суточный круг богослужения весь держится, а братии всего-навсего пятнадцать человек. Да и то: один заболел, другой учится, третий… на даче. У Подворья есть в деревне нечто вроде монастырской дачи, и периодически там живут два-три человека дней по десять, а потом их сменяют другие. Мы не занимаемся сельским хозяйством: братия ездит туда отдыхать, отдыхать от постоянной загруженности, общения с людьми, от суеты. Там практически никого нет: это, можно сказать, настоящая пустыня. Зато на остальных в это время нагрузка больше. Правда, у нас есть еще несколько ребят, которые нам помогают, приходят на выходные, кто-то остается, чтобы потрудиться летом. Но все равно этого мало, и лаврская братия, приезжающая на Подворье, просто не представляет, как живут его насельники. Не знаю, минусы это или плюсы, судите сами. — Принимая людей в братию Подворья, какими критериями Вы руководствовались? — Я не могу назвать определенных критериев: их много. Люди разные; невозможно сказать, что здесь можно руководствоваться простым набором каких-то признаков. Но главное, чтобы человек умел смиряться, хотел трудиться, чтобы представлял себе, что это такое. Кроме того, я людей не набирал, практически вся братия Подворья, за исключением нескольких человек, которых кто-то ко мне привел или прислал, собралась из его прихожан. Это люди, которые долгое время ходили в храм, исповедовались у меня, и постепенно в них созревала мысль о монастыре. Не оставляя работы или учебы, они трудились на Подворье не один год, узнавая монастырскую жизнь изнутри. — Как часто подворская братия имеет возможность бывать на службе? — Мы всегда старались, чтобы братия бывала на службе постоянно, особенно на литургии, но все-таки необходимо заботиться и о том, чтобы дать ей возможность отдохнуть. Поэтому, например, полунощница на Подворье совершается пять раз в неделю: в субботу и воскресенье ее нет.