Православие и современность. Электронная библиотека

— Какое вообще место в монастыре должно отводиться молитве?

— Цель жизни в монастыре — это научиться молиться. Монах порой в силу своего хорошего воспитания может быть добрым, послушным, трудолюбивым, легкообучаемым, может прекрасно уживаться в коллективе, но если он при этом не научится молиться, это будет для него просто жизненной трагедией.

Я очень почитаю святителя Феофана Затворника, который в своих письмах говорил о том, что молитва должна исходить из потребностей и возможностей человека. Поэтому молитвенные правила могут быть разными, в зависимости от того, что полезно и удобно конкретному человеку. Но, повторяю, монах обязан учиться молиться; если он этого не делает, то его пребывание в монастыре становится бессмысленным и бесплодным.

— Насколько значимо в монастыре неукоснительное исполнение пятисотницы?

— Вы имеете в виду исполнение пятисотницы всем вместе? Я знаю места, где пытались читать пятисотницу, а потом все разбежались, настолько тяжело им было. И я понимаю тех, для кого неприемлемо, когда Иисусову молитву читают все вместе в храме. На мой взгляд, есть вещи, которые должны происходить в глубине сердца человека; у монаха, наряду с участием в богослужении и в общем правиле, должно быть и келейное делание, когда он остается наедине с Богом. Если все-все совершается на людях, это очень тяжело и не всегда приносит пользу. Кроме того, чтобы вместе читать Иисусову молитву, вообще молиться краткой молитвой, нужно намного больше простоты, чем мы сегодня имеем. Наверное, нужно особое устроение, какого у нас нет.

Знаете, на исповеди, например, от молодых супругов очень часто приходится слышать жалобы на то, что трудно, невозможно вместе молиться. И любят друг друга, и близки друг другу, а читать вместе правило не могут. Я обычно говорю: «Если не получается, не читайте вместе». Итак, иногда даже самым близким людям тяжело вместе молиться. И в том, что касается Иисусовой молитвы, я тоже замечал: при совместном чтении бывают какие-то недоразумения. Но справедливости ради должен заметить, что встречаются и такие семьи, в которых прямо с первого дня молятся вместе, и все замечательно.

В целом же, конечно, Иисусовой молитвой монах должен молиться постоянно.

— Через какое делание стяжевается простота сердца? — Думаю, в основном, через смирение и послушание и через то, чтобы останавливать себя в самокопаниях. — Проводите ли Вы со своей братией беседы на духовные темы? — Да, провожу. Они строятся по-разному. Это зависит от возможностей и обстоятельств. Большей частью получается беседовать с братией не вместе, поодиночке. Это в какой-то степени откровение помыслов, хотя у нас это так не называют. Вокруг духовника... — Каким Вы видите будущее монашества в России?