Святитель Кирилл Иерусалимский

3. Крещение есть конец Ветхого Завета и начало Нового. Ибо начал его Иоанн, которого болий никтоже воста в рожденных женами (Мф. 11, 11). Он есть конец Пророков: все Пророки и закон до Иоанна (Мф. 11, 13), он же начало действий Евангельских. Ибо зачало Евангелия Иисуса Христа и проч. бысть Иоанн крестяй (Мк. 1, 4) крещением. Ты скажешь, Илия Фесвитянин взят на небо, однако же он не более Иоанна. Перенесен на небо Енох, но он не более Иоанна. Моисей был величайший законодатель, и все Пророки были удивительны, но они не больше Иоанна. Я не дерзаю сравнивать Пророков с Пророками, но Сам Владыка их и наш, Господь Иисус произнес суд: не воста в рожденных женами болий Иоанна; в рожденных не девами, но женами. Великий служитель сравнивается с сослужителями, превосходство же и благодать Сына несравненны в отношении к рабам. Видишь ли ты, какого человека избрал Бог в предшественника этой благодати? Бедного, пустыннолюбивого, однако же не человеконенавистника; он ел акриды и окрыленную имел душу; питался медом, и слова его были сладостнее и полезнее меда; носил одежду из верблюжьего волоса и представлял собой образец подвижнической жизни; еще будучи в утробе матери, освящен он был Святым Духом. Правда, также освящен был и Иеремия, однако же Иеремия не прорек в ней. Один Иоанн, будучи в утробе матерней, взыграся радощами (Лк. 1, 4) и, не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поскольку благодать крещения была делом великим, то надлежало быть великим и первому ее провозвестнику.

4. Он крестил в Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, принимая начатки крещения, ибо все наилучшие блага в Иерусалиме. Но знайте, Иерусалимляне, каким образом выходящие принимали от него крещение: они исповедывали грехи свои. Сначала они открывали раны, потом он прилагал врачевства, и тем, которые веровали, дарствовал искупление от вечного огня. И если ты сам хочешь увериться в том, что крещение Иоанново есть искупление от угрожающего огня, то слушай, что говорит он: рождения ехиднова [1], кто сказа вам бежати от будущаго гнева (Мф. 3, 7)? Итак, не будь более змеем, но как некогда был ты порождением его, теперь оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую, и через сжатие себя, скинув старость, молодеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя. Совлекись ветхаго человека с деяньми его (Кол. 3, 9), и скажи слова, находящиеся в песнях: совлекохся ризы моея, како облекуся в ню (Песн. 5, 3)? Но нет ли кого-нибудь в вас лицемера, человекоугодника, только представляющего вид благочестия, а не от сердца верующего, лицемерящего с Симоном волхвом, пришедшего не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? Да слышит и такой слова Иоанна: уже и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Мф. 3, 10). Неумолим Судья — оставь лицемерие.

5. Что же нужно делать, и каковы плоды покаяния? Имеяй две ризы, да подаст не имущему (Лк. 3, 11). Тот, кто учил сему, стоит того, чтобы ему верить. Поскольку сам он первый и исполнял то, чему учил. Он говорил без зазрения, ибо совесть не упрекала его и не связывала языка. И имеяй брашна, такожде да творит. Ты желаешь получить благодать Духа Святого, а чувственной пищи не удостаиваешь бедных? Ты ищешь великого, а малого не уделяешь? Хотя бы ты был мытарь, хотя бы любодей, надейся спастись. Мытари и любодейцы варяют вы в Царствии Божии (Мф. 21, 31). И Павел свидетельствует об этом, говоря: ни блудницы, ни идолослужители, ни те, кого далее он перечисляет, Царствия Божия не наследят. И сими убо нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся (1 Кор. 6, 9; 6, 11). Не сказал он: сими нецыи есте, — но сказал: сими нецыи бесте. Грех неведения прощается, а зло закоренелое осуждается.

6. Крещение прославлено для тебя Самим Единородным Сыном Божиим. Что же еще говорить мне о человеке? Велик Иоанн, но что он в сравнении с Господом? Велегласен этот глас, но что он в отношении к Слову? Весьма знаменит провозвестник, но что он в сравнении с Царем? Знаменит крещающий водою, но что он в отношении ко крещающему Духом Святым и огнем? Духом Святым и огнем крестил Апостолов Спаситель, когда бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще; и явишася им разделени языцы, яко огненни; седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята (Деян. 2, 2–4).

7. Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Мк. 10, 38)? И мученики сознают это, становясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем познаешь, но сейчас еще не время тебе слышать это.

8. Освятил крещение Иисус, крестившись Сам. Если Сын Божий крестился, то какой благочестивый человек может презирать крещение? Крестился же Он не для того, чтобы получить прощение грехов (ибо Он был безгрешен), но будучи безгрешным, крестился для того, чтобы крещающимся даровать Божественную благодать и славу. Ибо, как по примеру детей, имеющих плоть и кровь, и Сам Он принял то же, чтобы мы, сделавшись участниками с Ним в воплощенном Его явлении, вместе с этим стали участниками и в Божественной Его благодати, так и крестился Иисус для того, чтобы мы через это, опять сделавшись с Ним общниками, могли получить славу вместе со спасением. По словам Иова, в водах был дракон, могший поглотить Иордан. Итак, поскольку надлежало сокрушить главы дракона, Он, сойдя в воды, связал сильного, чтобы мы получили от Него власть наступать на змиев и скорпионов. Это был не малый зверь, но зверь страшный. Все рыболовные суда не могли поднять одной кожи хвоста его; ему предшествовала погибель, поглощающая тех, кто с ним встречался. Пришла жизнь, чтобы прекратить наконец действие смерти, чтобы все мы, быв спасены, могли сказать: Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? (1 Кор. 15, 35). Крещением притупляется жало смерти.

9. С грехами сходишь ты на воду, но благодатное призывание, запечатлевшее душу твою, уже не попустит быть тебе быть поглощенным страшным драконом. Сойдя мертвым из-за грехов, восходишь оживотворенным через правду. Ибо, если ты сделался сообразным подобию смерти (Рим. 6, 5) Спасителя, то удостоишься и воскресения. Поскольку Иисус, восприняв на Себя грехи вселенной, умер, чтобы, умертвив грех, воскресить тебя правдою, то ты, сойдя на воду и некоторым образом погребшись в ней, как Он во гробе каменном, восстаешь снова, чтобы ходить во обновлении жизни (Рим. 6, 4). Потом, когда удостоишься ты благодати, тогда Он подаст тебе крепость сражаться с вражьими силами. Ибо, как Он сорок дней искушаем был после крещения, не потому, что и прежде этого не мог победить врага, но потому, что все хотел делать в порядке и постепенно, так и ты, который прежде крещения не дерзал сражаться с врагами, теперь, приняв благодать и быв ободрен оружием правды, ополчайся и, если хочешь, проповедуй Евангелие.

10. Иисус Христос есть Сын Божий. Но не прежде крещения Он начал проповедовать Евангелие. Если Сам Владыка наблюдал порядок времени, то мы ли, рабы, приступим к чему-либо без соблюдения порядка? С того времени Иисус начал проповедовать, как Дух Святой сошел на Него телесным образом в виде голубя; не для того, чтобы Иисус в первый раз познал Его (ибо Он знал Его и прежде телесного сошествия), но для того, чтобы узрел Его крещающий Иоанн. Ибо аз не ведех Его, говорить он, но Пославый мя крестити водою. Той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть (Ин. 1, 33). Если и ты имеешь нелицемерное благочестие, то и на тебя нисходит Дух Святой, глас Отчий свыше взывает к тебе, не тот: Сей есть Сын Мой (Мф. 3, 17), но ныне сделался сыном Моим, ибо быть Сыном — Ему принадлежит, поскольку в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1, 1). К Нему сказано: есть, — поскольку Он есть всегда Сын Божий; к тебе же: ныне сделался, — потому что ты сыновство имеешь не по природе, а получаешь его по усыновлению. Он вечно есть Сын, а ты получаешь эту благодать по мере усовершенствования себя. 11. Итак, уготовь сосуд душевный, чтобы сделаться тебе сыном Божиим, наследником Богу, сонаследником Христу, если только действительно приготавливаешь себя к принятию этого дара, если с верой желаешь стать верным, если добровольно слагаешь с себя ветхого человека. Ибо прощено будет все, что сделано тобой, блуд ли то, прелюбодеяние ли, или другой какой вид невоздержания. Что ужаснее, чем распять Христа? Крещение и от этого очищает. — Ибо тем, которые, обращаясь ко Господу, вопрошали и говорили: что сотворим, мужи братия (Деян. 2, 37), велика рана, поразил ты нас, Петр, нашим преступлением, сказав: Начальника жизни убисте (Деян. 3, 15), чем излечить такую рану? Как очистить такую скверну? Как спастись от такой пагубы? Покайтеся, вещает он, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа, Господа нашего, во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2, 38). 12. Неизъяснимое человеколюбие Божие! Люди не надеются получить спасение и удостаиваются Святого Духа. Видишь силу крещения. Если кто из вас по неведению отрекся Христа пред людьми, если кто словами богохульными распял Его, если кто делами злыми подверг хуле учение Его, то такой раскаивайся и будь благонадежен, ибо та же и ныне у нас благодать. Дерзай, Иерусалим, — снимет с тебя Господь все неправды твои, отмыет Господь скверну сынов, и дщерей Своих духом суда и духом зноя (Ис. 4, 4), окропит на вы воду чисту, и очиститеся от всех грехов ваших (Иез. 26, 25). Восторжествуют о вас Ангелы и скажут: кто сия восходящая убелена, и утвержаема о брате своем (Песн. 8, 5)? Ибо душа, быв прежде рабой, ныне имеет братом своим Самого Владыку, Который принимая нелицемерное произволение ее, возгласит: Се еси добра, искренняя моя, се еси добра; зубы твои яко стада (Песн. 1, 14) остриженных (Песн. 4, 2) по чистосердечному исповеданию твоему, и после того: вся двоеплодны (Песн. 4, 2) по двоякой благодати, совершаемой, т. е. водою и Духом, и возвещаемой в Ветхом Завете и Новом. Итак, закончив поприще поста, содержа в памяти сказанное, принося плод добрых дел, в непорочности представ перед Духовным Женихом, да сподобитесь получить оставление грехов от Бога. Слава Ему вместе с Сыном и Святым Духом во веки. Аминь. [1] Ехидна — змея, старослав. Огласительное поучение четвертое