Святитель Кирилл Иерусалимский

О Кресте

10. Он истинно распят за грехи наши. Если бы ты захотел это отвергнуть, то видимое место обличило бы тебя, сия блаженная Голгофа, на которой собрались мы сейчас ради Распятого на ней. Да и вся вселенная имеет уже части древа крестного, а распят Он не за Свои грехи, а для того, чтобы мы освободились от наших грехов. Он и поруган был тогда людьми, и заушен был, как человек, но познан тварью, как Бог. Ибо солнце, узрев обесславленного Владыку, с трепетом затмилось, не вынося такого зрелища.

О погребении

11. Он положен был в каменном гробе истинно, как человек, но ради Него расселись камни от страха; сошел в подземные места, чтобы и оттуда освободить праведных. Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтоб живые наслаждались благодатью, тогда как большая часть из них неправедны, а те, которые от Адама на долгое время заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия велегласно столь многое предвозвестил о Нем; не пожелал ли бы ты, чтобы Царь, сойдя, освободил провозвестника? Там был Давид, и Самуил, и все Пророки, и сам Иоанн, который говорит через посланных: Ты ли еси Грядый, или иного чаем (Мф. 11, 3)? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сойдя, освободил их?

О Воскресении

12. Но сошедший в подземные места вышел оттуда, и погребенный Иисус истинно восстал в третий день. И если когда-либо иудеи будут упрекать тебя, то ты не медля взаимно вопроси их так: если Иона в третий день вышел из кита, то почему же и Христу не восстать из земли в третий день? Если мертвый, прикоснувшийся к костям Елиссеевым, восстал, то неужели Творец всего не мог восстать силой Отца? Итак, воистину воскрес Он и, воскреснув, опять явился ученикам; и свидетели Его Воскресения — двенадцать учеников, которые не обольстительными словами засвидетельствовали Воскресение, но подвергли себя мучениям и смерти, подвизаясь за истину Воскресения. Если, при устех двою или триех свидетелей станет, как говорить Писание, всяк глагол (Мф. 18, 16), то о Воскресении Христовом свидетельствуют двенадцать человек; и неужели еще не веришь ты Воскресению?

О Вознесении

13. Совершив подвиг терпения и искупив людей от грехов, Иисус взошел снова на небеса, быв поднят облаком. Ангелы предстали перед Восходящим, Апостолы были зрителями. Если же кто не верит этому повествованию, то должен поверить действиям, которые видит ныне. Все цари, умирая, вместе с жизнью лишаются и силы своей, а Распятому Христу поклоняется вся вселенная. Мы возвещаем имя Распятого, и трепещут злые духи. Многие в различные времена были распяты, но когда прогоняло злых духов имя какого-либо другого распятого? 14. Итак, да не устыдимся Креста Христова, но хотя бы другой и утаивал его, ты открыто знаменуй им чело свое, чтобы злые духи, узнав Царское знамение, с трепетом далеко убегали от тебя. Знаменуй себя им, когда ешь, пьешь, садишься, ложишься, встаешь от сна, говоришь, ходишь, вообще при всяком случае. Ибо Распятый на Кресте пребывает на высоте неба. Если бы Распятый и Погребенный остался во гробе, тогда имели бы причину стыдиться, но Распятый на Голгофе взошел на небо с восточной стороны горы Елеонской. Сойдя отсюда во ад, и обратно изойдя к нам, от нас опять взошел на небо, при гласе Отца, воззвавшего к Нему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109, 1). О будущем суде 15. Сей взошедший Иисус Христос опять придет с небес, не от земли. Не от земли, говорю я, ибо от земли вскоре явятся многие противники Христу. Уже многие, как известно тебе, стали говорить: аз есмь Христос (Мф. 24, 5), а напоследок явится мерзость запустения (Мф. 24, 15), неправедно присваивающая себе имя Христово. Но ты ожидай истинного Христа, Сына Божия Единородного, не от земли уже приходящего, но с небес; Который откроется всем быстрее молнии и лучей света, сопровождаемого Ангелами, чтобы судить живых и мертвых и воцариться в Царствии Небесном, вечном и нескончаемом. И это отметь, поскольку много таких, которые говорят, что Царство Христово будет иметь конец. О Святом Духе 16. Веруй и в Духа Святого и тех же держись касательно Его мыслей, какие имеешь об Отце и Сыне, а не внимай богохульному о Нем учению. Знай, что сей Святой Дух есть единый, нераздельный, многомощный, многодейственный, но в Себе неразделяемый, Который знает тайны, вся испытует, и глубины Божия (1 Кор. 2, 10), Который сошел в виде голубя на Господа Иисуса Христа, Который действовал в законе и Пророках, Который и ныне во время крещения запечатлевает твою душу. В Его освящении имеет нужду вся разумная природа. Если кто дерзнет произнести хулу на Него, тот не получит отпущения ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12, 32). Равной славой Божества почтен Он с Отцом и Сыном; в Нем имеют нужду престолы и господства, начала и власти. Ибо един есть Бог Отец Христа, и един Господь Иисус Христос, Единородный Сын единого Бога, един и Дух Святой, все освящающий и Боготворящий, говоривший в законе и Пророках, в Ветхом Завете и Новом. 17. Учение это запечатлевай в мысли твоей непрестанно, сейчас оно изложено тебе сокращенно; если же позволит Господь, то по возможности изложено будет оно с доказательствами из Священного Писания. Ибо никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нем, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями.