Протодиакон Андрей Кураев-ДАЮТ ЛИ НА УКРАИНЕ -ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА-/-Дают ли на Украине «Печать Антихриста»?-Некая

И притча Христа "о десяти девах" говорит, что в канун Пришествия Жениха "задремали все и уснули" (Мф. 25,5). Все  в том числе и мудрые девы. Митрополит Вениамин (Федченков) указывает на параллель: как спали ученики в ту минуту, когда у них был отнят Спаситель (в Гефсиманском саду), так будут спать христиане и в минуту, предшествующую возвращению 47. Вот уж чего сегодня нет  так это дремотной инертности церковного сознания в вопросе о "временах и сроках".

Впрочем, трудно сказать  бодрствует ли сегодня церковное сознание или дремлет. О весьма и весьма многих людях, усвоивших себе привычку пугать себя и других антихристовыми знаками, правильнее было сказать, что то, что кажется им проявлением бодрствования, на самом деле есть признак духовного сна. Сна, в котором снятся кошмары. Сон бывает "мирен" у душевно и духовно здоровых людей. Здоровы ли мы? Ну вот и сны у нас кошмарные48! И бредет человек по жизни, так и не проснувшись, не видя реальной сложности мира, лишь повторяя тричетыре модные цитаты...

Кроме того, убежденность в том, что нынешние времена  последние, трудно совместить с известным предсказанием преподобного Серафима Саровского: в последние времена "архиереи так онечестивятся, что главнейшему догмату веры Христовой и веровать не будут". То есть догмату о Воскресении Христовом49 Известны ли кому такие архиереи Московской Патриархии, которые не веруют Воскресению Христову? Есть ли среди них хоть один, кто не радуется искренне в Пасхальную ночь? Кто может указать на архипастыря, лукаво замолкающего, когда пение "Символа веры" доходит до "чаю воскрешения мертвых"? Нет таких фактов? Ну, значит, и градус апокалиптических предостережений должен быть понижен. И тот, кто тотально и огульно подозревает и обвиняет архиереев в нечестии (полагая, что раз времена  как это "доподлинно" известно  "последние", то и архиереи должны быть соответствующими, то есть псевдоправославными слугами антихриста), сам должен быть назван нечестивцем50

В противовес этим сплетням и листовкам вполне трезвый голос прозвучал в "Послании Священного Синода Украинской Православной Церкви Президенту, Верховной Раде и Правительству Украины, духовенству, монашествующим и верным чадам Украинской Православной Церкви от 3 июня 1998". Это Послание довольно ясно отсекает чрезмерные опасения: "Надо помнить, что "печать антихриста" лишь завершит процесс отпадения от Бога и благодати Его, что ныне тайно совершается в глубине человеческих сердец. Именно в этом случае индивидуальный идентификационный номер, который присвоится каждому человеку и нанесется на него через какуюто "несмываемую" технологию, действительно может стать "печатью антихриста"... Сегодня делать категорические заявления о том, что православных христиан Украины принуждают к принятию "печати антихриста", было бы преждевременно и несправедливо. Вопервых, согласно учению святых отцов, "печать антихриста" будет универсальной для всего человечества. Ныне же, по милости Божией, наш народ еще не влился в секуляризированную семью западных народов. Вовторых, сама по себе кодификация вне какоголибо контекста не может быть квалифицирована как антихристианское учреждение. Однако каждый православный христианин вправе сам определять для себя: возможно ли для него принятие подобного кода. В связи с этим, не усыпляя бдительности верных, считаем, что принятие сегодняшних идентификационных номеров еще не означает измены Христу и поэтому не означает принятия "печати антихриста". Святая Церковь в нужное время поднимет свой голос, предупредит и сохранит своих верных чад от непоправимой ошибки". Впрочем, стоит заметить, что и здесь есть некоторая излишняя технологическая прямолинейность (в суждении о том, что при определенных условиях "печатью антихриста" будет именно "индивидуальный идентификационный номер").

Ясное несогласие с авторами листовок высказала и Запорожская епархия: "В соответствии с учением святых отцов идентификационные номера не могут являться "печатью антихриста". Следовательно, принятие сегодняшних идентификационных номеров еще не означает предательства Христа и поэтому не означает принятие "печати антихриста". Святая Церковь в нужный час поднимет свой голос. Учитывая, что на приобретаемых товарах широкого потребления часто имеется штриховой код с тремя шестерками, дабы не смущать совести верующих, благословляем обозначенный товар окроплять святой водой, так как сила креста, освящающего эту воду, выше силы демонической"51. Единственное, что в этом обращении не вызывает у меня безусловного согласия,  это безоговорочное отождествление штриховой кодировки на упаковке продуктов с "демонической силой".

Но глубоко верно то, что от антихриста и его знаков защиту нужно искать не на митингах и не в протестах, а во Христе. Если нам встретилось нечто смущающее, но при этом все же необходимое для нашей жизни  устремись в молитве к Богу, призови его всесильную благодать, перекрести с молитвой то, что предстоит тебе, и с упованием на Божий Промысл приими. Не напрасно же мы поем каждый вечер: "Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеися того коварства и ловительства"! Церковь всегда проповедовала бесстрашие перед лицом язычества.

Итак, не будем впадать в грех боязливости. Не будем уподобляться тем, о ком сказано в Псалтыре: "Тамо устрашишася страха, идеже не бе страх" (Пс. 52,6). Сто лет назад были уже люди, которые придумали себе повод для страха. Во время переписи населения, проходившей в 1896 г., нужно было заполнить два листа с вопросами. Первый лист был надписан буквой "А", второй  "Б". Нашлись умники, которые "разгадали" тайный умысел переписчиков: "А"  это "антихристов", "Б"  "Божий". И ради того, чтобы не быть занесенными в "антихристов" лист, они готовы были идти на смерть. В итоге под г. Терновцами зимой 1896 г. заживо закопали себя несколько десятков старообрядцев  из нежелания участвовать в переписи, которую они сочли "печатью антихриста"52. Что, теперь и православным захотелось такого же позора? И православные теперь должны "запоститься" до смерти, но не покупать продуктов со штрихкодами на упаковках?

Духовник, уверенный в том, что он высмотрел "печать антихриста", и повелевающий своим духовным чадам жить по чрезвычайному режиму "последних времен", берет на себя дерзновение и ответственность тоже чрезвычайные. Ведь он будет нести ответственность и за ложные пророчества, и за порушенные человеческие судьбы. Если человек, отказавшийся сейчас по благословению своего духовника принимать пенсию по "коду", умрет с голода, Богом он, надеюсь, будет принят как исповедник. Но с его духовника спрос на Божием Суде будет уже двойной. Этот Суд, в частности, обличит ту нравственную нечистоплотность, которая наличествует в этой ситуации. Ведь на голодную смерть прихожанин был благословлен священником, который сам отнюдь не рискует умереть с голода изза непринятия кода. Священникто не от государства получает свое содержание. Пожертвования людей обеспечат ему сносный уровень жизни. И вот человек, который в общемто знает (или догадывается) о своей собственной безопасности, других подставляет под смертельно опасный удар. Нравственно ли это? Благословляешь других голодать? Начни голодать для начала сам! Лишаешь старика пенсии? Что ж, последуй слову епископа Криворожского Ефрема, который священникам, призывающим к отказу от принятия кодов, советует брать на свое содержание духовных чад, последовавших их словам, и самим кормить их и их семьи. Наконец, думают ли всерьез о своем будущем те пастыри, что проповедуют о "печати антихриста"? Ведь со временем, по крайней мере, большинство из тех, кто сейчас не прочь посудачить на эту тему, примут "идентификационный номер". И с какой совесть они после этого будут предстоять Престолу Божию? Одно дело, если согласился на принятие "идентификационного номера" человек, который не видел никакой мистики в этих кодах. В своей совести он чист. И совсем иное дело, если человек искренне боялся, что это "та самая печать", и остальных запугивал этим, а вот когда нужда "приперла"  всетаки согласился эту "печать" принять. В этом случае он действительно совершил бы деяние вероотступничества. За нынешнее фрондерство и зубоскальство, за нынешнюю тягу к тому, чтобы стяжать имидж "борца за Православие" можно очень дорого заплатить. Ибо вероотступников полагается из Церкви извергать... А ведь "идентификационные номера" рано или поздно все равно войдут в нашу жизнь. У каждого американца есть карточка социального страхования, и на ней проставлен соответствующий номер, имеющий и свой электронный аналог (с теми же самыми электронными шестерками). И эти карточки есть у всех священнослужителей Русской Зарубежной церкви  граждан США. И что  готовы ли нынешние борцы против введения аналогичных кодов на Украине объявить безблагодатной Зарубежную церковь? Вновь и вновь говорю: за свои слова и призывы надо отвечать. Но конечно, у сторонников перевода Апокалипсиса на язык газет есть "духовный" аргумент: "Так старцы говорят!" Отвечу словами митрополита Вениамина: ""Говорили старцы"... Прежде всего нужно проверить: кто именно? Что говорили? Неужели о точных сроках (годах)? Не верю... А если говорили, то это старцы не от Бога  или же на этот раз Бог допустил им ошибиться. Иногда и отцы заблуждались. В частности: о конце мира ошибались первохристиане; ошибались и некоторые из отцов V века... И старцы могут заблуждаться. С одной стороны, они, по существу, правы,  ибо схватывают чувством своим (чего не чуют более глухие) самые отдаленные раскаты грома все более приближающейся грозы. Но в расчетах могут ошибиться, тем более, что их чуткий слух приближает к ним гул грозы более, чем это есть на самом деле. А кроме того, может быть гроза и местного характера, а не вселенского"53. Церковная история знает печальные случаи, когда ошибочно возвещали о приходе антихриста не только сектанты, но и православные, причем и люди духовные, и даже святые. Мир третьего столетия казался св. Киприану разрушающимся прямо на глазах: "Мир уже представляет явное доказательство своей преходимости. Нет уже зимой такого обилия дождей, летом такого солнечного жара; не столько уже веселы посевы в весеннюю пору, не столь обильна осень плодами. Меньше извлекается мраморных глыб из недр, изрытых и истощенных; исчерпанные рудники в меньшем уже изобилии доставляют золото и серебро; на полях недостает земледельца, на море матроса, в лагерях солдата; нет невинности на торжище, правде и суде, единодушия между друзьями, знания в искусствах, благочиния в нравах.... Все вырождается по причине старости самого мира, поэтому никто не должен удивляться, что в мире стало недоставать тогодругого, когда сам мир находится уже в расслаблении и при конце".54 В 389 году св. Иоанну Златоусту представлялось, что с наступленеим 400 года мир вступит в последний этап своего разрушения: "Немного уже остается времени до конца; мир уже стремится к концу. Это показывают брани, скорби, землетрясения, охлаждение любви. Как тело при последнем издыхании, близ смерти, подвергается бесчисленным недугам; как в доме, когда он близок к разрушению, обыкновеннно многое падает и с кровли и со стен, так близок, при дверях, конец вселенной, и поэтомуто распространяются повсюду бесчисленные злополучия... Концом года мы называем не последний только день его, а и последний месяц, хотя он имеет тридцать дней; так и я не погрешу, если в таком числе годов назову концом и четырехсотый год"55 В те же годы святитель Мартин Турский (вторая половина IV века; память 12 октября) говорил: "Несомненно, что антихрист, зачатый злым духом, уже родился, находится в отроческом возрасте и, как только возмужает, захватит власть"56.