Протодиакон Андрей Кураев-ДАЮТ ЛИ НА УКРАИНЕ -ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА-/-Дают ли на Украине «Печать Антихриста»?-Некая

Есть рассказы о том, что оптинский старец Амвросий в 1882 или 1883 году сказал пришедшему к нему иноку: "Ныне настоящий антихрист народился в мир"57.

Уже на нашей памяти не сбылось пророчество румынского святителя Каллиника Черникского (середина XIX века), ожидавшего, что конец истории совпадет с концом второго христианского тысячелетия (по церковному календарю 2000 год от Рождества Христова равняется 7500 году от сотворения мира, то есть 1992 году светского современного календаря)58. А ведь тоже сколько в 1990  1992 годах было листовок и шепотков...

Не думаю, что с тех пор в Церкви появились люди, которые были бы выше преподобного Серафима Саровского59. А он как раз отклонял любые попытки "напророчествовать" чтолибо более конкретное, нежели сказанное Писанием. Когда саровский старец был спрошен о времени Второго пришествия, он сказал: "Радость моя! Ты много думаешь об убогом Серафиме: мне ли знать, когда будет конец миру сему. Нет, сего мне знать невозможно"60.

Увы, сегодня и в сектантской среде (среди адвентистов и "свидетелей Иеговы"), и в православной слишком часто приходится видеть людей, которые претендуют на то, чтобы знать о последних временах больше, чем знали апостолы и говорил Сын Человеческий. Ведь так приятно ощущать себя "посвященным" и раскрывать своим соседям "тайны" и "знамения".

Но если не отдавать свой ум во власть темной романтики пророчеств, то надо просто спокойно сказать: "Нет греха в том, чтобы получать пенсию. Нет греха в том, чтобы платить налоги. Нет греха в том, чтобы стоять на государственном учете. В этом во всем нет греха, даже если для сбора налогов, учета граждан и выплаты пенсий государство использует компьютерные системы и коды".

Государство грешит тем, что в эти коды включает сочетание таких цифр, которые вызывают ассоциацию с правлением антихриста. Государство грешит невнимательностью к чувствам своих верующих сограждан. Государство грешит тем, что не отстаивает самобытность национальногосударственной жизни, а слепо перенимает стандарты, принятые в Европе. Но это все  грех государственных политиков. То, что наши имена они запишут в сочетании с полюбившимися им "тремя шестерками", никак не будет нашим грехом.

Если передо мною бежит пес и метит все столбики  из этого совсем не следует, что я должен, забыв свои дела, бегать за псом и оттирать его метки. Вот также и с теми кощунственными "метами", что сегодня расставляет повсюду украинское государство. Какието кощунники грешат, расставляя повсюду "три шестерки". Это их грех, и Господь будет вразумлять их за это. Но если мы свободны, не отрекаемся от Христа, никто отнять Христа у нас не сможет.

И еще одно обстоятельство нужно помнить при обсуждении вопроса о "печатях". Православное сознание боится церковных расколов. В то же время недруги нашей Церкви прекрасно понимают, что лучший способ парализовать ее влияние на народную и государственную жизнь  это раздробить ее в расколах. При всех усилиях "доброжелателей" большинство православных Украины остались в канонической Церкви. Как же расколоть ее саму? Чтобы парализовать церковный страх перед расколами  надо сделать "обезболивающую инъекцию" в церковное сознание. "Да, раскол неканоничен. Но каноныто написаны для нормального течения церковной жизни. А сейчас времена ненормальные. Времена сейчас антихристовы, а потому цепляться за старые каноны нет никакого смысла. Ведь время антихриста  это время подмен". Антихрист  это "вместоХристос". Раз настало это время ищи подмен. Все должно быть ложным. И прежде всего  ложной должна быть Церковь. Так уже было в русской истории  в XVII веке. Сработала цепочка ассоциаций: реформаторский Собор 1666 г.  "три шестерки"  время антихриста, а значит время подмен. Если на дворе  антихрист, то Церковь просто должна быть неправильной. А значит, с ней нужно порывать и бежать от нее на поиски "правильной веры". Именно религиозный долг велит попрать древние каноны и нарушить церковное единство...61 Так что баловство в увлекательные игры под названием "найди антихриста" может обернуться очень печально  причем задолго до "последних времен". И вот уже читаем: "Не будут спасительными монастырские службы и Таинства лишатся благодати, если совершать их будут люди, имеющие в кармане документ с "тремя шестерками""62. Ну да  ни советские паспорта, ни деньги, лежавшие в наших карманах, не лишали Таинства благодати, а три тонкие спаренные линии, начертанные на новых документах,  лишат... И уже на моих глазах (22 ноября 1998 г.) возбужденная "пикетчица" пререкается с наместником КиевоПечерской лавры епископом Павлом и даже крестит владыку... И уже появились духовники, которые запрещают причащаться и исповедоваться в КиевоПечерской лавре (поскольку ее банковскому счету присвоен идентификационный номер)... И уже псковопечерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) готовы причислить к "послушникам антихристовым" на том основании, что отец Иоанн не обличает штрихкоды...63 Убегая от греха далекого и предполагаемого, люди готовы впасть в грех несомненнейший и немедленный  в грех раскола. Так бес может спугнуть человека, идущего в сумерках по горной тропе. Внезапно и в страшном виде явившись слева,  он провоцирует человека отпрянуть в противоположную сторону  в пропасть, что разверзается по правую руку путника... Так что же  можно ли "брать" номера? Выводов из того, что было сказано, у меня четыре. Первый: если человек поверил листовкам (да и сам считал, что номер это именно "печать антихриста") и при этом все же принял номер  он заслуживает самого строгого церковного внушения. Он совершил серьезнейший грех. Он поступил против своей совести и по сути внутренне отрекся от Христа (хотя в реальности никто от этого человека и не требовал отречения). Второй: если церковный человек не придавал никакого религиозного значения налоговому коду и потому принял его,  то он не заслуживает никакого порицания со стороны Церкви. Не надо впадать в грех осуждения тех людей, которые приняли коды. Нельзя отлучать их от общения с Церковью. Нельзя ради завтрашней, предполагаемой угрозы начинать войну сегодня. Вспомним сцену из известного фильма 80х годов "Иди и смотри". В ней подростокпартизан, у которого погибли все родные, видит фотографию Гитлера и стреляет в нее. Затем перед ним возникает довоенная фотография фюрера  он стреляет и в нее. Затем он видит фотографию Гитлера до его прихода к власти  фото 20х годов. И снова стреляет. Затем он видит фото будущего палача белорусского народа в форме ефрейтора Первой мировой войны  и снова стреляет. Затем появляется фотография Гитлера в младенчестве... и выстрела нет. Ребенку нельзя мстить. Вот вопрос к христианской совести: если мы знаем, что из этого младенчика вырастет наш гонитель,  имеем ли мы право его убить? Не Ангел Божий, не Бог, но  мы? Нельзя ради завтрашних страхов призывать людей к страданиям сегодня. Евангельскую заповедь, призывающую ограничить влияние наших забот о завтрашнем дне на нашу жизнь во дне настоящем, имеет смысл вспоминать и тем монастырским духовникам, которые сегодня запрещают бабушкам получать пенсии на том основании, что завтра ожидается пришествие антихриста.