Иосиф Ватопедский /Блаженный послушник/ Библиотека Golden-Ship.ru

Иосиф Ватопедский /Блаженный послушник/ Библиотека Golden-Ship.ru Старец Иосиф Ватопедский Блаженный послушник Жизнеописание старца Ефрема Катунакского   По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина Монах Иосиф Ватопедский . Блаженный послушник . Жизнеописание старца Ефрема Катунакского Московское подворье Свято - Троицкой Сергиевой Лавры перевод с новогреческого , 2004 Ред. Golden-Ship.

ru 2012 Аннотация В настоящей книге читателю предложено жизнеописание одного из известнейших афонских подвижников XX столетия старца Ефрема Катунакского (1912 – 1998), человека , который еще при жизни почитался знавшими его за современного нам святого . Изобилующая яркими примерами из его жития , его богомудрыми наставлениями , а также рассказами о проявлениях благодатных даров , которыми был наделен от Господа старец , книга эта доставит читающим ее и необходимое назидание , и истинное духовное утешение .

Содержание Пролог Введение Глава первая Из Фив в исихастирий преподобного Ефрема на Катунаках Отец Прокопий и святые Феодоры Со старцем Никифором Отец и мать старца Глава вторая Ученичество у старца Иосифа Исихаста Кончина старца Иосифа Глава третья Новое братство старца Ефрема Сострадание к нищим и немощным Кончина старца Ефрема Глава четвертая Посещения старцем Ефремом монастыря Ватопед Место старца в монашеской жизни Старец и послушник Не делай ничего без согласия старца Ничего не делайте без благословения старца У меня есть старец Не скрывайте своих помыслов Смотри на других как на святых Единение со старцем Достойный послушник Единственный человек, которого я любил и боялся Не осуждай своего старца Если ты судишь старца, то судишь Бога Послушание — это жизнь, а преслушание — смерть Наше собственное старание Степени послушания Послушание принесет все Не будем забывать своих обетов Бесноватый и послушание Календарная проблема и послушание Знавший и не сотворивший Послушание братии Пример непослушания Преслушание — смерть Непрестанно молитесь Иисусова молитва Отче, я забываю творить молитву Молитва о скорбящих Искушения и скорби Телесная болезнь и лечение О духовной жизни Хранение духовного распорядка Киновиальная жизнь Помысл поставляется на суд Самоиспытание Опыт приносит пользу Сохраняйте свою ревность Берегитесь тщеславия Божественный Промысл и родители монахов Глава пятая Свидетельства о старце разных людей Глава шестая Письма Эпилог Приди, боец, приди ко мне с горящим сердцем, благопослушливо приклонив свою выю, весь смирен, мертв своей воле, объявляя всякое помышление сердца, дабы пребыть до конца на поприще.

Да не устрашат тебя ни пустыня, ни столп, и никакой иной чин богошественного жития. Будь впереди всех, как написано Богом, ибо Первого из мучеников ты не превосходишь. (Преподобный Феодор Студит. К послушнику)   Пролог С вятая Гора — это прежде всего то место, где Евангелие претворяется в жизнь. Это место божественного опыта, общения тварного и Нетварного, место непрестанной молитвы и радостотворного плача.

Сие место освятилось подвижническими трудами преподобных мужей, ставших причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4) и явившихся сосудами избранными (ср.: Деян. 9, 15). Христос прославляет (обоживает) Своих святых, а они прославляют Его Церковь как подлинные Его члены. Одним из таких обоженных людей является афонский старец Ефрем Катунакский, преставившийся ровно три года назад, в 1998 году1.

Он провел шестьдесят пять лет строгой подвижнической жизни на Святой Горе (из них сорок два года — в качестве послушника), вдали от мира, бедный в мирском, но богатый по Богу преестественными дарами Святого Духа, и в послушании стяжал благодать. Действительно, трудно в наше время, дышащее материализмом, рационализмом и антропоцентризмом, стяжать дары Святого Духа. Трудно, но не невозможно.

Будучи еще студентом богословского факультета Афинского университета, я впервые услышал о старце Ефреме, и у меня возникло сильное желание познакомиться с ним. Я испытывал тогда некоторые трудности и послал ему письмо с рассказом о своих обстоятельствах. Ответ рассудительного и прозорливого старца не только разрешил все мои конкретные проблемы, но и растолковал мне мое внутреннее состояние.

Когда я наконец посетил его на Катунаках2, он, подобно настоящему пророку, предописал мне весь путь моей жизни. Блаженный старец Ефрем был человеком Божиим, монахом, понуждавшим себя и подтвердившим своей жизнью определение святого Иоанна Синайского: монах — это «всегдашнее понуждение естества»3 . Он испытывал неутолимую жажду Божественной благодати и первоначальную ревность сохранил до самого конца своей жизни. Старец, опытно переживавший действие и состояние молитвы, обладал невероятным даром слез, он плакал навзрыд на литургии, плакал и всю ночь в молитве о скорбящих братьях и о спасении всего мира. Сама внешность старца выдавала его высокое духовное состояние. Он был подобен боговидцу Моисею. Стоя пред ним, ты становился «прозрачным», а он прозорливыми духовными очами просвечивал тебя, словно рентгеном. Лишь завидев какого-нибудь мирянина, он сразу же прозревал, проводит ли тот правильную духовную жизнь; если же то был монах, то старец видел, оказывает ли он подлинное послушание. --- 1) Книга была написана в 2001 году. Все примечания составлены при подготовке русского издания.— Ред. 2 Катунаки (греч. Κατουνάκια) — скит в ущелье на юго-западном побережье Святой Горы. 3 Преподобный Иоанн, игумен Синайской Горы. Лествица. Степень 1, об отречении от жития мирского. Глава 4.   Благодаря тщательному хранению своей совести, крайнему прилежанию в подвиге послушания и молитвы отец Ефрем, содействием Божественной благодати, стал одним из современных преподобных отцов Святой Горы. Несмотря на то, что старец был великим исихастом, монахам в качестве пути к духовному совершенству он предлагал послушание. В особенности он настаивал на том, чтобы послушник упокаивал своего старца: это служит знамением и показателем духовного преуспеяния монаха. Благодать извещала его о красоте и величии общежительного устава и указывала ему, как благоугождает Богу хороший общежительный монах. Такое представление мы вынесли из бесед, которые он проводил в общежительных монастырях и на Афоне, и вне его. Беседы эти потрясали души, переживавшие духовное борение. Несмотря на свой строжайший подвижнический образ жизни в уединении, он всячески одобрял жизнь киновиальную1 . Много раз, будучи еще студентом, я имел благословенную   возможность   присутствовать на его вызывавших  умиление литургиях. Как служитель, предстоявший Божественному Жертвеннику, он был безукоризнен. Божественную литургию он совершал с горящим сердцем и полным ощущением благодати и часто от обильных слез и Божественных откровений был не в силах произносить возгласы. Думаю, что он был неподражаем. Как он говорил мне, с первой своей литургии и до последней он всегда некоторым «духовным образом» созерцал, как Божественная благодать претворяет Честные Дары в Тело и Кровь Христовы.