Иосиф Ватопедский /Блаженный послушник/ Библиотека Golden-Ship.ru

Старец Иосиф Ватопедский, автор этой книги. 2 Старец Иосиф Исихаст (1899–1959) — один из замечательнейших афонских подвижников двадцатого столетия, по образу своей жизни и по тем благодатным дарам, коих сподобил его Господь, воистину «един от древних». (Подробнее о жизни старца Иосифа и его братства см.: Старец Иосиф Афонский. Изложение монашеского опыта.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998; Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000; Монах Иосиф Дионисиатис. Старец Арсений Пещерник, сподвижник старца Иосифа Исихаста. М., 2002.) В настоящем издании, в знак особого уважения к его памяти, мы, по сложившейся уже традиции, повествуя о нем, пишем слово «Старец» с прописной буквы. 3   Схимонах Паисий (Эзнепидис; 1924–1994)

— известнейший из современных старцев Святой Горы. Щедро наделенный от Бога разнообразными духовными дарованиями, он на протяжении долгого времени наставлял и утешал во множестве притекавших к нему за советом и помощью людей.   Введение М ножество ложных и сатанинских учений влекут современного материалистического человека к унынию и нерешительности.

В наши времена необходимо слово о покаянии — совершенное и обязательное средство для спасения заблудшего грешника. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор.6,2). В этой книге мы предпринимаем попытку описать духовный опыт преподобного отца и брата нашего Ефрема Катунакского. Впрочем, здесь лишь то, что было подмечено нами, потому что путь подлинно духовного человека совершается прикровенно, а нам доступны лишь некоторые знаки, лучи и тени, дабы мы могли постичь величие его жизни во Христе.

Мы, пребывавшие с ним рядом достаточно долго, предлагаем его в качестве живого примера, которым всякие возражающие уста заграждаются и осуждается весь развращенный мир1 . Мы описываем подлинное и практическое понимание покаяния. Того покаяния, которое изменило падшего и заблудшего человека и призвало к его изначальному достоинству по образу и по подобию (ср.: Быт. 1, 26).

Того покаяния, которое вновь привело к усыновлению тех, кто посредством своего правильного жития принял Христа и кому Он дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). Д уховные чада отца Ефрема, члены его братства, уже выпустили в свет хорошо изданную биографию своего старца и его слова2 . Мы смиренно приносим читателям наш опыт соприкосновения с нашим духовным братом, описывая его так, как нам дано было узнать его, каким мы видели его в жизни и каким осязали его руки наши (1 Ин. 1, 1).

Мы представляем образ преподобного старца и его учение прежде всего сквозь призму отношений, сложившихся у него с нашим братством3 . То в его жизни, чему мы являлись свидетелями, было опытом истинного покаяния — того покаяния, в котором суть и цель святоотеческого предания. Личность старца — воплощенное покаяние — разрешает сомнения и колебания, которые духовно дремлющие люди выставляют в качестве предлога для самооправдания, — разрешает их, показывая, что не «во время оно», а сегодня и сейчас исполняется обетование Господа о том, что Он с нами4 и, следовательно, что Он абсолютно верен во всех словесех Своих5 и всякому просящему6 подает Божественную благодать и благословение — тем, кто желает последовать и уподобиться Ему. --- 1) С р.: Рим. 3, 19. 2)

В переводе на русский язык: Старец Ефрем Катунакский. М.: Русский Хронограф, 2002. 3) С братством блаженного старца Иосифа Исихаста, в котором состоял автор этой книги. 4) С р.: Мф.: 28, 20. 5) П с. 144, 13. 6) Ср.: Мф. 7, 8.   В своем правом намерении исполнить предназначение человека, определенное законами Божественного Откровения, обладая сугубой чистотой — душевной и телесной, — он всей душой предался блаженному новоначальному послушанию и разрубил оковы бесчисленных оправданий ветхого человека. Взлетая на крыльях истинного послушания, которому сопутствовали самоотречение и трудолюбие, он вскоре вкусил сладость благодати и преумножил свою веру во всеспасительное Промышле-ние Христово. Так он соделал бессильными диавольские уловки и сети, особенно запинающие новоначальных. Затем последовало и второе благословение Бо-жие — знакомство со старцем Иосифом Исихастом, его духовным отцом, начертавшим незаблудный путь покаяния и подлинного самоуглубления, своими отеческими молитвами и благословением утвердившим его в верном шествии по пути искреннего и неподдельного послушания, которому он учил постоянно. Поистине, блаженно послушание, сокрушающее члены и составы ветхого человека — пленника греховного закона1. Очень рано юный Ефрем облобызал послушание и при своей молодости явил старческий разум. Он положил доброе основание своей жизни — святоотеческое предание, и это не замедлило принести свой плод: делание практическое успешно достигло своей цели. Когда вначале земные члены2 были умерщвлены абсолютным самоотречением и прилежанием к подвигу, что было достижением ума, хранящего трезвение, тогда благодать подчинилась уму, согласно святоотеческой терминологии, и законный подвижник (ср.: 2 Тим. 2, 5) достиг созерцания, которому содействует Божественное просвещение. Просвещенный Духом, он вошел в ведение Божественных таинств и, согласно предречению своего духовного отца, по лествице Божественного восхождения взошел к освящению — вершине Божественных обетований о выполнении человеческого предназначения. Мы опишем немногие из его личных дарований, ясно проявлявшихся во время нашего общения. Дар предвидения и прозорливости старца Ефрема был хорошо известен людям, близко общавшимся с ним, и все свидетельства об этом привести здесь невозможно. Он в подробностях знал прошлое и настоящее и предсказывал будущее, вызывая изумление у тех, кому открывал сокровенное их сердец. П ламенный боец духа до глубокой старости не переставал помогать своим посетителям и укреплять их. Он завершил свое пребывание здесь всецелым свидетельством своей препо-добнической жизни, с полным осознанием своей призванности Господом. Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28); и: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).  --- 1) См.: Рим. 7, 23. 2 ) Кол. 3, 5.   Глава первая Из Фив в исихастирий 1 преподобного Ефрема на Катунаках О н родился в деревушке Амбелохори недалеко от Фив в 1912 году. Отца его звали Иоанн (Яннис) Папаникита, а мать — Виктория. Кроме него в семье было еще трое детей. Дедушка его, отец Никита, был деревенским священником. Семья старца была глубоко христианской.