Гумеров Павел/Вечная память/ Библиотека Golden-Ship.ru

Ангел Хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит. Грехи будут приходить — кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены и твои, когда покаялась. Эту веру поживее утверждай в себе и пребудь с нею неразлучно. Даруй же тебе, Господи, мирный исход! День-другой — и мы с тобой. Потому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой!».

Господь, которому мы не только верим, но и во всем доверяем, дает каждому возможность приготовить себя верой, добрыми делами, исполнением евангельских заповедей к этому особому дню. Тогда каждый христианин может «встретить смерть без страха, мирно, непостыдно, не как грозный закон природы, но как отеческий зов бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного, в страну вечности» (святой Иоанн Кронштадтский). Нам не дано телесное бессмертие.

А нескончаемая жизнь начинается после смерти. В Библии совершенно определенно говорится о молитвенной помощи живых усопшим. Пример этот относится к периоду Маккавейских войн: Потом Иуда, взяв с собою войско, отправился в город Одоллам, и так как наступал седьмый день, то они очистились по обычаю и праздновали субботу. На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить их вместе со сродниками в отеческих гробницах.

И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак все прославили праведного Судию Господа, открывающего сокровенное, и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших.

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль!

Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Мак. 12, 38–45). О действенности молитвы за усопших свидетельствует многовековой опыт Церкви. Предание Церковное, Творения Св. отцев, жития святых донесли до нас огромное количество свидетельств молитвенной помощи усопшим. Мы связаны с нашими усопшими узами любви и молитвы.

Ни одно наше молитвенное воздыхание, приносимое с верою и любовью, не является тщетным. Нам надо молиться за усопших и спасаться, и тогда неминуема встреча с ними. Иеромонах Иов (Гумеров).   I. Православный обряд погребения. Напутствие умирающего православного христианина. Святая Церковь готовит своих чад в последний путь земной жизни, напутствуя их святыми таинствами.

Над умирающим православным человеком должно быть совершено таинство исповеди, соборования и причащения.Следует помнить, что все эти таинства нужно совершать, когда человек находится в сознании. Нельзя откладывать напутствие до последней минуты. Если человек находится в тяжкой болезни, нужно незамедлительно позвать к нему священника. При кончине православного христианина, чтобы облегчить переход его души в вечность, читается отходная – "Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице при разлучении души от тела всякого правоверного". Канон этот обычно содержится в полном молитвослове. Если нет возможности пригласить священника для совершения отходной, последование может быть прочитано любым православным христианином, за исключением последней молитвы, которую читает только священник. Если умирающий долго страдает и душа его не может покинуть тело, священник может совершить другое последование: "Чин бываемый при разлучении души от тела, внегда человек долго страждет". Иногда случается, что над долго умирающим отходная или "Канон молебный …" бывает прочитан не один раз, особенно если поблизости нет священнослужителя. После исхода души от тела священник совершает "Последование по исходе души от тела", а мирянин читает Канон за усопшего из молитвослова или требника.   Подготовка к погребению. Тело усопшего православного должно быть особым образом подготовлено к положению во гроб. Тело омывается водой, в знак того, что оно должно предстать перед Богом в чистоте и непорочности. Делать это нужно с помощью мыла, губки или чистой тряпочки. Затем умершего облачают в чистые, новые одежды, в знак того, что и тела наши обновятся по воскресении в день страшного суда. На груди, естественно, должен быть нательный крест. Обмытое и облаченное тело полагается на стол, до того времени пока не будет готов гроб. Гроб и само тело окропляются святой водой и его полагают во гробе. Руки на груди должны быть сложены крестообразно, в знак веры во Христа Распятого, правая рука находится сверху. Руки до перенесения в Церковь можно связать, если они распадаются. Глаза и уста умершего должны быть закрыты. На лоб полагается особый церковный венчик. Под голову кладется подушка. Всё тело покрывается погребальным покрывалом. И венчик, и покрывало можно приобрести в Церкви. В руки влагается икона Спасителя или распятие. Иногда образ кладется на грудь. Недопустимо класть в гроб с усопшим посторонние предметы деньги, еду, личные вещи и прочее. Это является грубым суеверием. До выноса тела из дома усопшего полагают ногами по направлению к востоку под святые иконы. В комнате постоянно должна гореть лампада или свеча.   Чтение Псалтири по усопшему. Существует благочестивый православный обычай читать над телом усопшего мирянина, монаха и диакона Псалтирь до его погребения и после похорон. Над телом архиерея и священника читается Евангелие.