Жизнь - как она возникла? Миллионы людей сегодня верят в эволюцию. Другие миллионы верят в сотворение. Третьи колеблются, не зная, во что верить. Эта книга обращается ко всем таким людям. В ней тщательно исследуется вопрос, как возникла жизнь - и какое это имеет значение для будущего. Жизнь - нан она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?
А позже говорится, что по «тверди небесной [пространству небес, НМ]» могли летать птицы, как это излагается в Бытие 1:20 13. Как выглядело бы, вероятно, образование пространства для земного наблюдателя? Третий «день» 14 «Да соберется вода, которая тод небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Бытие 1:9, 10).
Снова в сообщении не описывается, как это было сделано. Несомненно, образование суши сопровождалось колоссальными смещениями земной поверхности. Геологи объяснили бы такие коренные смещения пластов теорией катастроф. Но Бытие указывает на руководство и управление Создателем. 14. Как описывается третий «день»? 15 В библейском сообщении, где описывается, как Бог спрашивает Иова о его знаниях относительно земли, упоминаются разные сведения из истории земли: ее размеры, облачность, ограничение морей сушей - в целом, многое из сотворения, что охватывало длительные промежутки времени.
Среди прочего, Библия говорит, что Бог, уподобляя землю зданию, спросил Иова: «На чем угверждены основа ния ее, или кто положил краеугольный камень ее?» (Иов 38:6). 15, 16. (а) Какие вопросы относительно земли были подняты перед Иовом? (б) Насколько глубоки «корни» материков и гор, и что соответствует «краеугольному камню» земли?
16 Интересно, что земная кора, подобно «основанию», гораздо толще под материками, особенно под горными цепями; она глубоко погружена в расположенную ниже мантию, подобно корням дерева в почву. «Представление, что горы и материки имеют корни, было многократно проверено и оказалось обоснованным», - говорится в Putnam 's Geology (Геология Путнама)2.
Толщина океанической коры всего около 8 километров, тогда как материковые «корни» заходят на глубину приблизительно 30 километров. «Корни» же гор проникают почти в два раза глубже. И все земные слои со всех сторон давят на ядро земли, словно упираясь на огромный «краеугольный камень». 17 Независимо от того, как совершилось поднятие суши, важным является следующий пункт: как Библия, так и наука относят появление суши к одному из этапов развития земли. 17.
Что является важным относительно появления суши? Наземные растения в третий «день» 18 Дальше в библейском сообщении говорится: «Да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, котором семя его на земле. И стало так» (Бытие 1:11) 19 Итак, к концу этого третьего периода сотворения были созданы три основные категории наземных растений.
К этому времени рассеянный свет, должно быть, усилился в такой степени, что это дало возможность начаться необходимому для зеленых растений процессу фотосинтеза. Кстати, здесь в сообщении не упоминается каждый «род» появившихся растений. Микроскопические организмы, водоросли и другие растения не упоминаются особо, но они, вероятно, были созданы в этот «день». 18, 19. (а)
Что еще, кроме суши, появилось в третий «день»? (б) О чем не упоминается в сообщении книги Бытие? Четвертый «день» 20 «Да будут светила на тверди небесной [в пространстве небес, НМ], для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Бытие 1:14-16; Псалом 135:7-9). 20. Какие временные отрезки стали возможными благодаря появлению в небесном пространстве светил? 21 Раньше, в описании первого «дня», употреблялось выражение «да будет свет». Там «свет» - перевод еврейского слова ор, которое обозначает свет в общем смысле. Но в сообщении о четвертом «дне» употребляется еврейское слово маор, обозначающее источник света. В Emphasised Bible Ротергем делает следующее подстрочное примечание к слову «светила»: «В стихе 3 ор - рассеянный свет». Дальше объясняется, что еврейское слово маор в стихе 14 обозначает нечто, «излучающее свет». Хотя в первый «день» сквозь пелену атмосферы, очевидно, пробивался рассеянный свет, но из-за облачных слоев, которые тогда еще обволакивали землю, источники этого света оставались скрытыми для земного наблюдателя. Теперь, в четвертый «день», это, вероятно, изменилось. 21. Чем отличался свет четвертого «дня» от света первого «дня»? 22 Поскольку атмосфера первоначально была богата углекислым газом, по всей земле, возможно, преобладал жаркий климат. Однако, благодаря буйному росту растительности в течение третьего и четвертого периодов сотворения, эта сдерживающая тепло оболочка углекислого газа была отчасти поглощена. Растения, в свою очередь, выделяли кислород, являющийся предпосылкой для обеспечения на земле жизни животных. 22. Благодаря каким событиям, имевшим место в четвертый «день», могли возникнуть предпосылки для жизни животных? 23 Теперь земной наблюдатель мог бы различать солнце, луну и звезды, которые должны были служить «для знамений, и времен, и дней, и годов» (Бытие 1:14). Луна указывала бы на прохождение лунных месяцев, а солнце - на прохождение солнечных лет. Когда времена года в тот четвертый «день» „стали так", они, несомненно, были намного мягче, чем они стали позже (Бытие 1:15; 8:20-22). 23. Согласно описанию, какие значительные перемены произошли в это время? Пятый «день» 24 «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую [да закишат воды множеством живых душ, НМ]; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших [большие морские чудовища, НМ] и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Бытие 1:20, 21). 24. Какие виды существ, согласно сообщению, появились в пятый «день», и внутри каких границ они должны были размножаться? 25 Интересно отметить, что нечеловеческие существа, которыми должны были закишеть воды, называются «живыми душами».