Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп.

Те слепцы не способны видеть чувственно солнце, Но живут ведь, Владыко, даже движутся как-то, Ибо солнце земное нам не дарует жизни, Но лишь свет посылает, чтоб мы видели лучше. Ты ж в Себе совмещаешь всяких благ совокупность И даешь их тем людям, кто Твой свет созерцают. Ты ведь — жизни Источник, Ты и даруешь жизнь нам Вместе с благами всеми, что в Тебе пребывают.

Кто Тобой обладает, тот и всем обладает! Пусть и я, о Владыко, не лишусь Тебя, Творче, Не лишусь Тебя, Блаже, я, смиренный и странник. Да, я странник, мой Боже, ведь Тебе так угодно, Но пришельцем я стал здесь не по собственной воле - По Твоей благодати, свет небесный увидев, Я себя в этом мире осознал как бы гостем[7] И умом озаренным я познал, что в небесный И невидимый мир Ты всех людей переводишь, Поселяя достойных средь чертогов небесных, Разделяя жилища сообразно с делами - С тем, как каждый старался в этой временной жизни Сохранить, о Спаситель, все Твои повеленья.

Потому умоляю и меня учинить там, Хоть и много грешил я — больше всех в этой жизни, И достоин мучений и всех казней в том мире. Но прими меня, Боже, я к Тебе припадаю: Как блудница и мытарь[8], я рыдаю и плачу. Не умею я плакать так, как он, о Христе мой, Отирать волосами не могу Твои ноги, Но Ты милость даешь мне и любовь изливаешь, Источаешь Ты благость — через это помилуй!

Да, руками Своими ко кресту пригвожденный, Да, ногами Своими ко кресту пригвожденный Копием прободенный[9], милосердный Спаситель, Ты помилуй, избавив меня вечных мучений, Удостой меня ныне послужить Тебе, Спасе, И предстать пред Тобою и не быть осужденным, Внутрь чертога вселиться, где с Тобою, Владыко, Буду в радости дивной пребывать я во веки.

[1] В оригинале 25 строк гимна написаны двенадцатисложным ямбическим триматром, а остальные строки (26-127) — пятнадцатисложным политическим стихом. [2] Наименования Бога, приводимые здесь преп. Симеоном, основаны на Священном Писании: свет (ср. Ин. 8:12 и др.), мир (Мих. 5:5), радость (Пс. 15:11; 1 Пар. 16:27), жизнь (Ин. 11:25), пища и питие (Ин. 6:55), одеяние (Пс. 103:2), покров (Пс. 31:7), чертог (Пс. 26:5), восток (Лк. 1:78), воскресение (Ин. 11:25), покой (Евр. 4:1-10), огонь (Исх. 24:17), вода (Иер. 2:13), река (Апок. 22:1), источник жизни (Иерем. 2:13; Пс. 35:10), поток (Пс. 35:9; 41:2), хлеб и вино (Мф. 26:26-28), пир (Мф. 22:2-10), сладость (Пс. 35:9), солнце (Пс. 83:12), звезда (Апок. 22:16), светильник (2 Цар. 22:29; Апок. 21:23).

Подобное же перечисление встречаем у Дионисия Ареопагита (О Божественных именах 1.6). [3] Букв. “Это Единое есть Многое: оно разрушает и строит”. [4] Ср. Пс. 32:6. [5] Преп. Симеон как бы говорит от лица своих оппонентов, утверждавших, что Бога видеть невозможно. [6] Ин. 8:12. [7] Ср. Пс. 118:19. [8] Ср. Лк. 7:37 и Лк. 18:13. [9] Ср. Ин. 19:34.

№ 20 наверх СЛОВО В ФОРМЕ ДИАЛОГА МЕЖДУ БОГОМ И АВТОРОМ ЭТИХ СЛОВ[1]. И О ТОМ, КАК, ПРОСВЕЩАЕМЫЙ СВЯТЫМ ДУХОМ, ЭТОТ БОЖЕСТВЕННЫЙ ОТЕЦ (СИМЕОН) БЕСЕДОВАЛ С БОГОМ И ОТ НЕГО ТАИНСТВЕННО УЗНАВАЛ БОЖЕСТВЕННОЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ (53)[2] Взгляни, о Христе, на скорби, Взгляни на мое унынье, Взгляни на мое бессилье, Взгляни на мою нищету!

Над немощным, Боже, сжалься, Воссияй мне и ныне, Слове, Как некогда Ты воссиял мне, И душу мою озари! Просвети мои очи, Боже, Чтоб я видел Тебя, Свет мира[3], Веселье и радость верных, Бессмертную вечную жизнь, Несказанную ангелов сладость И рай, и небесное Царство, И венец всех праведных[4], Боже, Судью моего и Царя. Зачем Ты Свой лик скрываешь, Разлучаясь со мной, мой Боже, Ведь Ты разлучаться не хочешь Со всеми, кто любит Тебя? Зачем от меня бежишь Ты, Зачем Ты меня опаляешь, Зачем Ты меня сокрушаешь, Зачем так безжалостно бьешь? Знаешь Ты, что Тебя люблю я И ищу Тебя всей душою, Откройся же мне, как сказал Ты, И яви мне всего Себя! Я познал, что не лжив Ты, Боже, Тех, кто любит Тебя, Ты любишь И беседуешь, как с друзьями, Не подобием или тенью, Не как ум же с другим умом, Но как изначальный Логос, Как жизнь в ипостаси Слова, И как от Отца рожденный, Таинственно соединенный Всегда говорящий с Ним. А с теми, кого Ты рождаешь Святым Твоим Духом, мой Боже, И сынами являешь Твоими, Или братьями — лучше скажу я - А сынами Бога Отца, С ними Ты говоришь, Христе мой, Непрестанно их всех Ты видишь, И они все видят Тебя. Яви же Твое милосердье, Покажи любовь к человеку, И милость Твою, Спаситель, Излей изобильно на всех, Кто поверили, будучи в плоти, В Тебя, о Христос и Бог мой, И врата Твоего чертога Мне отверзи, и двери света Не закрой предо мной, Христе! - Что словами Меня отягчаешь, О сын человека земного?[5] Зачем говоришь неразумно, Будто я скрываю Свой лик? Зачем полагаешь, что двери И ворота я закрываю? Зачем помышляешь неверно, Что с Я разлучаюсь с тобой? Зачем говоришь, что сжигаю, Опаляю и сокрушаю? Слова твои несправедливы, В них разумного нет ничего. Но лучше послушай снова, Что тебе говорить Я буду. Я был светом прежде созданья Всей видимой твари земной, Я был, Я есмь и буду Везде и во всех повсюду. Слушай премудрости слово И таинств пойми глубину! Ничем из всего Я не был, И вместе со всем Я не был, И не был внутри всего Я, Однако, ни с чем не сливаясь, Пребывал Я вместе со всем. Итак, из всего Я не был Ничем, и не был во всем Я. Среди видимых же творений, Что с душою и без души, Что без чувства живут и с чувством[6], Что со Мною давно разлучились И не знают совсем Меня, Я создал из праха тело, Вдохнул в него душу живую[7], Но не из Своей природы, А из мощи Своей и силы. Разумей, что тебе говорю! Итак, говорю, Моей силой Я вдохнул в Тебя душу живую - Словесную умную душу, Которую с телом связал.