Поэтика Православия : Избранные гимны преподобного Симеона Нового Богослова в стихотворном переводе с греческого. Симеон Новый Богослов, преп.

Над немощным, Боже, сжалься, Воссияй мне и ныне, Слове, Как некогда Ты воссиял мне, И душу мою озари! Просвети мои очи, Боже, Чтоб я видел Тебя, Свет мира[3], Веселье и радость верных, Бессмертную вечную жизнь, Несказанную ангелов сладость И рай, и небесное Царство, И венец всех праведных[4], Боже, Судью моего и Царя.

Зачем Ты Свой лик скрываешь, Разлучаясь со мной, мой Боже, Ведь Ты разлучаться не хочешь Со всеми, кто любит Тебя? Зачем от меня бежишь Ты, Зачем Ты меня опаляешь, Зачем Ты меня сокрушаешь, Зачем так безжалостно бьешь? Знаешь Ты, что Тебя люблю я И ищу Тебя всей душою, Откройся же мне, как сказал Ты, И яви мне всего Себя!

Я познал, что не лжив Ты, Боже, Тех, кто любит Тебя, Ты любишь И беседуешь, как с друзьями, Не подобием или тенью, Не как ум же с другим умом, Но как изначальный Логос, Как жизнь в ипостаси Слова, И как от Отца рожденный, Таинственно соединенный Всегда говорящий с Ним. А с теми, кого Ты рождаешь Святым Твоим Духом, мой Боже, И сынами являешь Твоими, Или братьями — лучше скажу я - А сынами Бога Отца, С ними Ты говоришь, Христе мой, Непрестанно их всех Ты видишь, И они все видят Тебя.

Яви же Твое милосердье, Покажи любовь к человеку, И милость Твою, Спаситель, Излей изобильно на всех, Кто поверили, будучи в плоти, В Тебя, о Христос и Бог мой, И врата Твоего чертога Мне отверзи, и двери света Не закрой предо мной, Христе! - Что словами Меня отягчаешь, О сын человека земного?

[5] Зачем говоришь неразумно, Будто я скрываю Свой лик? Зачем полагаешь, что двери И ворота я закрываю? Зачем помышляешь неверно, Что с Я разлучаюсь с тобой? Зачем говоришь, что сжигаю, Опаляю и сокрушаю? Слова твои несправедливы, В них разумного нет ничего. Но лучше послушай снова, Что тебе говорить Я буду.

Я был светом прежде созданья Всей видимой твари земной, Я был, Я есмь и буду Везде и во всех повсюду. Слушай премудрости слово И таинств пойми глубину! Ничем из всего Я не был, И вместе со всем Я не был, И не был внутри всего Я, Однако, ни с чем не сливаясь, Пребывал Я вместе со всем. Итак, из всего Я не был Ничем, и не был во всем Я.

Среди видимых же творений, Что с душою и без души, Что без чувства живут и с чувством[6], Что со Мною давно разлучились И не знают совсем Меня, Я создал из праха тело, Вдохнул в него душу живую[7], Но не из Своей природы, А из мощи Своей и силы. Разумей, что тебе говорю! Итак, говорю, Моей силой Я вдохнул в Тебя душу живую - Словесную умную душу, Которую с телом связал.

И вошла она в тело, как в дом свой[8], Приняла его, как инструмент свой[9], И явилось единство из двух. Я тебя, человек, называю, Существом живым и разумным[10], Человеком двойным, состоящим Несказанно из двух природ: Неразумного, зримого тела, Бесчувственного совершенно[11], И незримой, по образу Бога[12], Словесной и умной души, Что живет среди всех — о чудо! - Среди тварей земных, — говорю Я. - О каких Ты тварях сказал? - О вещественных и духовных[13]. Вещественны те, что видишь, Невещественны ангелы Божьи, Итак, он стоит между ними - Живой и двойной человек. Среди чувственных он невеществен, А среди невещественных — чувствен, И как чувственного Я сделал Господином всего, что видит, И владыкой земли его. Ему одному подчинил Я, Как рабов, все земные творенья, Чтобы он дела Мои видел И Меня прославлял, Творца. Как разумному же по природе И способному умственно видеть Я Себя ему видеть позволил, Удостоив ангельской чести[14]. Разумей, что сказал Я тебе! Человек двойной по природе, Он чувственными глазами Созерцал все Мои творенья, А глазами ума он видел Ежечасно Мой лик и славу И беседовал он со Мной. Когда же вкусил он от древа, Нарушив Мое повеленье, В тот же миг ослеп, оказавшись В той смертной кромешной тьме. От Меня он на деялся скрыться[15], Но безумно он это задумал, Ибо где он мог скрыться от Бога И в каком же месте, скажи? Но ты мыслишь теперь еще хуже И еще неразумней, чем этот, Будто Я от тебя скрываюсь, Не хотя, чтоб ты видел Меня! Если Я не хотел быть видим, Зачем Я явился во плоти, Зачем и с неба сошел Я, Зачем стал видим для всех? Не будь же совсем неразумным, Оцени Мое снисхожденье И пойми все Мои дела. Первозданный Адам, ослепнув, Обличен был Мною, Владыкой, Покаянию был научен, Но каяться не захотел, Не смирился Адам нисколько, А сказал: “Жена согрешила, Которую Ты мне дал[16], Боже”,- И так у него получилось, Что причиной греха был Я. Подобно ему, возложила И жена всю вину на змия[17], И никто из них совершенно Не сознался в своем грехе. Потому они и лишились Несказанной сладости рая И попали в чувственный мир сей С бессловесными наравне. Бессловесными из словесных, Неразумными из разумных, Матерьяльными из духовных В этом мире стали они. Чудо странное! Словно тело И душа без глаз оказались, Когда ослепла, и Бога Созерцать уже не могла. Но тело, хотя и ослепнет, От души получает движенье[18], А душа, если вдруг ослепнет, От кого движенье получит? Как душа сможет жить, ослепнув? Никак, но навеки умрет. Так и умерли, — говорю Я, - Прародители по неразумью, Оказавшись держимы тленьем, Оба вместе сошли во ад.