Кириллова Ксения

Итак, в самом деле, в начале встречи идёт выступление «ответственного брата» с докладом. Текст доклада присылается из Вефиля (так иеговисты называют филиал организации, «Управленческий центр Свидетелей Иеговы», находящийся в Солнечном (Санкт-Петербург). Впрочем, здание, где находится Руководящая Корпорация, также именуется Вефилем). Бывает, что из Вефиля присылают только ссылки на конкретный номер журнала «Сторожевая башня» (главный печатный орган иеговистов) или «Пробудитесь», как правило, годовалой давности. В любом случае, текст речи известен и заготовлен заранее, а выступающий только более или менее талантливо пересказывает его. Хотя Иваненко и настаивает, что «каждый доклад составлен выступающим в своей особой личной манере», следует отметить, что данная манера в принципе присутствует у всех людей, так как даже идентичный текст два человека не могут озвучить одинаково. Конечно, индивидуальность присутствует в манере изложения, в том, какие фразы из текста употребляются раньше или позже, но подобную индивидуальность способен проявить и ученик первого класса, пересказывая домашнее задание. Никаких более глобальных отклонений от предложенного текста не допускается. Таким образом, кроме индивидуальной манеры речи, никакого иного творчества при составлении публичных речей нет. Это очень хорошо иллюстрирует цитата из «Нашего царственного служения», декабрь 2002 г., с.2: «Выступает опытный старейшина. План речи будет прислан из филиала»

Вторая часть – разбор «Сторожевой башни». Один из выступающих зачитывает абзац «Сторожевой башни». Журнал в этот момент находится на коленях у всех сидящих в зале, и неоднократно прочитан дома. Текст статей написан довольно примитивно, и чувствуется безапелляционность и назидательность формулировок. Читающий вслух ни одного слова не привносит от себя, комментирование отрывка во время его чтения не допускается. После этого «соведущий» задаёт написанные в этом же журнале вопросы к абзацу, ответы на которые – точное повторение только что прочитанного текста. Адепты отвечают, поднимая руку, ведущий сам спрашивает того, кого выберет из желающих ответить. Ответ должен максимально точно соответствовать прочитанному, проще говоря, почти всегда его зачитывают снова. По каждому отрывку задаётся 4-5 вопросов, пока текст не будет заучен наизусть. Потом выступающие переходят к следующему абзацу. Сам Иваненко при всей его лояльности к Свидетелям Иеговы отмечает, что «может показаться, что это какое-то заучивание журнальной статьи, напоминающее урок в начальной школе». Правда, ниже он указывает, что ответы «раскрывают разные стороны вопроса и иногда полемичны»[10]. Мне кажется, точнее было бы сказать, что они отражают разные моменты из прочитанного текста. Абзац, естественно, состоит не из одного предложения, поэтому каждый старается вычитать из него то, что ещё не было озвучено, и ответы в самом деле друг друга не повторяют. «Полемика» же состоит только в том, что отвечающие могут быть уверены, что именно их цитата является наиболее точным ответом на вопрос. Но главное остаётся неизменным: ни одна мысль из изучаемого текста не подвергается сомнению и не оспаривается. Ответы более или менее точно повторяют прочитанный текст или служат в его развитие, уточнение, подтверждение. С психологической точки зрения здесь создаётся своего рода иллюзия дискуссии: видимость обсуждения, вопросов и ответов, целью которых является только многократное повторение текста, приводящее к его точному запоминанию. В самом деле, в отличие от настоящего процесса обучения, вопросы не направлены на размышление или приращение новой информации, они по своей сути нацелены на повторение. Кроме этого, данная система группового многократного повторения небольшого довольно примитивного отрывка, не допускающая творческого и свободного развития мысли, приводит к деградации и сужению сознания даже очень неглупых людей. Естественно, сам механизм проведения собраний отражает жёсткую централизацию: статьи, которые будут изучаться, заранее прописаны по числам в самой «Башне», ни на одно слово нельзя отступить от запланированной программы, ни в одной мысли нельзя проявить самостоятельность. Частная инициатива отсутствует полностью.  

Подобные собрания являются основным инструментами, «проводящими в жизнь» учение секты. Именно на них адептам внушается соответствующий настрой, формируется мышление, приводящее к отрыву от окружающего мира и к психологической изоляции в замкнутой группе. В иеговистской литературе отмечается: «Материал, который тщательно исследуется при изучении Сторожевой Башни, стимулирует сердце и разум членов собрания и дает им духовную силу…В статьях для изучения обсуждаются различнейшие темы - … поощрение к христианскому служению, наставления остерегаться духовных опасностей… В материале для изучения часто обсуждается применение библейских принципов к повседневной жизни, и он оснащает против "духа мира"… Тем, что ты участвуешь, обсуждаемые мысли лучше запечатлеваются, и истина проникает в твое сердце и твой разум… Если мы желаем остаться духовно крепкими и хотим сохранить твердую веру, то нам обязательно надо присутствовать каждую неделю. Никому не следует пропускать эту важную встречу, которая служит на подкрепление всем, кто принадлежит к хозяйству веры»[11]

Вторая встреча – Школа теократического служения. По времени она немного меньше собрания (если собрание длится чуть больше двух часов, то Школа – примерно 1ч. 45мин.), что объясняется тем, что занятия Школы проводятся в будние дни после работы. Самая общая характеристика данной встречи содержится в издаваемой Обществом Сторожевой башни книге “Организованы проводить наше служение”, с.73-74: «Школа теократического служения, которая также проводится в Зале Царства, является постоянным устройством для обучения всего собрания. К ее учебной программе принадлежат как библейские речи и преподнесения учащихся, так и дальнейшее обучение для полевого служения. Учащимся дается совет, чтобы помочь им шаг за шагом улучшать свои преподнесения. В то время как преподносится разносторонняя информация, которая интересна и полезна всему собранию, в Школе теократического служения как учащимся, так и слушателям дается возможность улучшаться в различных областях своего личного служения. Время от времени проводится письменное повторение, чтобы каждый мог проверить собственные успехи в обучении для служения. Каждый год Общество предоставляет программу для Школы теократического служения. В ней указано, какой материал должен быть употреблен и как должны выполняться задания… Записанные заблаговременно информируются об их заданиях, так что они могут тщательно подготовиться. Когда у нас есть задание в Школе, особенно важно присутствовать уже до начала встречи»

Позволим себе некоторые комментарии к приведённому отрывку. Система централизации на Школе (иеговисты применительно к Школе употребляют предлог «на», а не «в»), если это возможно, ещё жёстче, чем на собраниях. Сюда включаются, как уже было отмечено, и чтение Библии (отрывков, либо косвенно подтверждающих учение организации, либо отвлечённых от него, но тогда непосредственно с комментариями, трактующими отрывок в пользу иеговистской доктрины), и публичные доклады, на манер докладов, делаемых на собраниях, и самое главное, мощный инструктаж по привлечению новых членов (вербовке). Данный инструктаж выделяется в отдельную часть встречи – служебная встреча. В “Организованы проводить наше служение” на с.70 отмечается: «При этой встрече на переднем плане стоит проповедническое служение… Это дело исполняется главным образом тем, что мы разговариваем с другими людьми и предлагаем им библейскую литературу»

 Главными печатными изданиями, используемыми на Школе, являются учебник «Учимся в школе теократического служения» и ежемесячный бюллетень «Наше царственное служение» (НЦС). Оба они полностью посвящены инструкциям относительно того, как найти подход к людям и заставить их «выслушать без предубеждений благую весть». При этом регламентируется всё: умение втереться в доверие к людям и расположить их к себе, включая конкретные фразы, которые иеговисты обязаны произносить в разговоре с другими людьми, время с точностью до минуты, отведённое на произнесение этих фраз, даже мимику и выражение лица, которое должно у них быть при этом (подробнее – глава о прозелитизме). В «Нашем царственном служении», кроме этого, поминутно расписано всё проведение встречи, включая, опять же, конкретные фразы, но уже проводящих собрание. Кроме того, в книге для внутреннего пользования «Организованы проводить наше служение» даётся подробный инструктаж применения даваемых в НЦС указаний: «Каждый месяц Общество издает Наше царственное служение, в котором обрисовываются еженедельные служебные встречи. Ты получишь экземпляр через собрание. По поступлении нового издания Нашего царственного служения председательствующий надзиратель может внимательно проверить содержание, затем или он сам наделяет способных братьев пунктами программы, или просит об этом кого-нибудь из других старейшин. Поручение руководить разными пунктами программы служебной встречи дается старейшинам и наиболее способным служебным помощникам…Когда каждый участник программы придерживается данного ему времени, служебная встреча кончается после 45 минут, если не считать песни и заключительную молитву» (с.70-71). Вот типичный пример «Расписания служебных встреч», данный в «Нашем царственном служении» за август 2005 года (в других НЦС аналогично):

«Неделя от 15 августа

Песня 11. 10 мин. Местные объявления. Используя преподнесение на с.8 (если они подходят для вашей местности), организуй две демонстрации: как предлагать «Сторожевую башню» от 15 августа и «Пробудитесь!» от 22 августа. Старейшина проповедует по телефону с возвещателем, у которого слабое здоровье. 15 мин. Помнишь ли ты? Обсуждение со слушателями, основанное на «Сторожевой башне» от 15 апреля 2005 года, с.30. Пригласи слушателей высказаться по каждому из вопросов. Подчеркни практическую ценность материала. Побуди всех внимательно читать каждый номер «Сторожевой башни» и «Пробудитесь!» 20 мин. «Начинаем изучения Библии у двери и по телефону» Организуй короткую демонстрацию, как можно начать библейское изучение во время первого посещения, только один-два абзаца из брошюры «Требует Бог». Коротко расскажи один-два ободрительных случая из проповеди, когда было начато изучение Библии по телефону. Песня 30 и заключительная молитва».  Комментируя последний пункт программы, интересно отметить, что старейшина ободрительные случаи действительно рассказал. Притом не указано, что делать, если таковых случаев в собрании не было. Не зависимо от того, какова реальность, примеры привести нужно, поэтому данное указание можно косвенно отнести к указанию солгать, если собрание оказалось «невезучим» на подобные примеры. Интересна и реакция иеговистов на приведённые случаи. Они восприняли их с удивлением и восторгом, хотя у всех лежали на коленях открытые на нужной странице НЦС, предварительно прочитанные дома. Кроме этого, на Школе постоянно даются задания, какие статьи из журналов нужно прочитать к каждому занятию (статьи, как уже было сказано, снабжены попунктовыми вопросами), какие отрывки из Библии нужно знать, а кроме этого, «учащиеся» обязаны разыгрывать сценки, наглядно показывающие образцы вербовки. Сценки раздаются «ответственными братьями», полученные задания обсуждению не подлежат. Инструкции к проведению сценки находятся в учебнике. Готовятся иеговисты старательно, поскольку выступления публично оцениваются старейшинами. Во внутренней литературе Общества существуют даже инструкции, относящиеся непосредственно к подготовке заданий: «Чтобы извлекать наибольшую пользу из служебной встречи, мы советуем тебе заранее подготавливаться. Рекомендуется до встречи пройти материал, обрисованный в Нашем царственном служении. Иногда обсуждаются статьи из разных публикаций Общества. Заблаговременное исследование не только поучительно, но и позволяет тебе давать комментарии, когда пункты программы требуют участия присутствующих. Чем больше ты воспринимаешь от служебной встречи, тем более эффективным ты будешь в своем проповедническом служении».[12]