Кириллова Ксения

Творческий аспект при подготовке сценок, однако, задействуется минимально. Время, отведённое на задание, рассчитано с точностью до секунды, вплоть до того, что выступающие не зачитывали какие-либо значимые стихи из Библии, чтобы только не допустить сбой в программе всего на десять секунд! Озвучить ссылку без её прочтения они также не имели права, ведь это было равносильным тому, что они присваивали бы себе право «учить со сцены», а это имеют право делать только старейшины. В результате главным атрибутом иеговистской подготовки является не столько Библия, сколько секундомер. Таким образом, практически всё время члена секты заполнено если не посещением собрания и других встреч, то подготовкой к ним, репетициями сценок и «преподнесений» и штудированием литературы. К участию в сценках привлекаются даже малолетние дети: «Примерных посвятившихся возвещателей, а также их благовоспитанных детей можно просить принимать участие в определенных пунктах, например, в демонстрациях. Их можно интервьюировать или попросить рассказать свои опыты под руководством ответственных братьев. Если тебе дается возможность участвовать в программе, то сотрудничай радостно и добросовестно, зная, что это является частью твоего служения Иегове»[13]

Также в иеговистской литературе прямо указываются цели посещения данного вида встреч:

«Для этой цели программы служебной встречи составляются так, чтобы помочь нам различным образом: 1. поощряя нас участвовать как можно больше в работе по домам или в работе на улице и улучшаться в преподнесении благой вести, 2. указывая нам на необходимость проводить повторные посещения у лиц, которые проявили интерес или приняли библейскую литературу (для этого необходимо делать хорошие записки и повышать свою способность учить таких лиц), 3. поощряя нас выкраивать время, чтобы регулярно проводить домашние изучения Библии и направлять учащихся к организации, 4. давая нам практический совет, как мы можем свидетельствовать неформальным образом, и обращая наше внимание на то, что нам следует говорить об истине при каждой возможности, и 5. вооружая нас лучше помогать новым, как и нашим детям и другим молодым лицам стать посвятившимися Богу учениками»[14]. В данном случае, как нам кажется, комментарии излишни. Обобщая перечисленное, можно сделать вывод, что основной целью Школы теократического служения является прозелитизм и постоянное совершенствование у «учащихся» навыков вербовочной деятельности, а также поощрение заниматься ею как можно активнее. Учитывая, что данная деятельность является основной для иеговистов, неудивительно, что ниже располагается призыв: «Твердо планируй принимать участие в этой встрече регулярно каждую неделю». 

Третья встреча – книгоизучение.   Проводится она вечером в будний день, но уже на дому, небольшими группами, и занимает всего час. Заключается она в изучении какой-либо книги, выпущенной Обществом Сторожевой Башни. Изучение построено также по принципу «вопрос-ответ», что и собрание. К книгоизучению также необходимо готовиться, чтобы как можно чаще давать свои комментарии по вопросам (в рамках, естественно, прочитанного отрывка). Несмотря на кажущуюся неформальность, эта встреча не менее обязательна, чем другие. Доказательством тому служит также «Отчёт об изучении», где, в частности, отмечается число присутствующих в каждую неделю, а также специальные указания и разъяснения относительно книгоизучения, даваемые в «Организованы проводить наше служение», с.75-77: «Члены собрания, а также приближенные, извлекают большую личную пользу из книгоизучения собрания, которое обычно проводится в меньшем кругу, чем другие встречи. К каждому такому изучению собирается лишь несколько семей или сравнительно небольшое количество отдельных лиц… Эта встреча является часовым групповым изучением Библии, при котором употребляется Библия и учебник, изданный Обществом Сторожевой Башни… Абзацы читаются вслух. Ставятся вопросы к абзацам. Даются комментарии. Прочитываются места Писания. Чтобы каждому запечатлевались главные мысли, в конце изучения можно проводить краткое устное повторение… Кроме того, мы учимся, как мы можем обсуждать этот материал с лицами, которым мы помогаем в нашем полевом служении. Таким образом эта встреча вооружает нас стать лучшими учителями Слова Бога… Стоит прилагать все усилия, чтобы приводить других с собой на эти встречи, чтобы они получили представление о духовно назидательных обсуждениях и теплом общении, которыми мы пользуемся»

Кроме этого, каждому возвещателю надлежит посещать короткие встречи для проповеднического служения (ВПС), на которых даются детальные инструкции по вербовке. В книге «Организованы проводить наше служение» на с.77 отмечается, что «В разные времена в течение недели группы Свидетелей Иеговы могут коротко собираться, чтобы подготовиться к проповедническому служению. При этих встречах обычно обсуждается библейский текст, предложения, как вести себя в ситуациях, которые встречаются в проповедническом служении, или другие пункты из Нашего царственного служения»

Посещение всех трёх встреч собрания обязательно. При неявке какого-либо иеговиста на очередную встречу это тут же замечают остальные и немедленно докладывают старейшины. Старейшины тут же «принимают меры», так как неявки на собрание означают «духовную слабость» адепта. При этом, согласно существующим в организации правилам, старейшина обязан «предложить помощь», то есть заняться увещеванием и призвать «прогульщика» раскаяться. В случае, если раскаянья не последовало, кроме всеобщего порицания могут применяться и другие дисциплинарные меры, вплоть до исключения из организации и «лишения общения». Но, как правило, до этого не доходит, так как влияние группы на человека бывает очень сильным, и он не решается ослушаться. Сами иеговисты утверждают:

"Мы можем не ходить на собрание если:

- Старее Мафусаила, - мудрее Соломона, - больнее Иова" Эти слова сами говорят за себя. Также у Свидетелей Иеговы существуют конгрессы. Выделяется летний трёхдневный (областной)  конгресс (как правило, он занимает собой пятницу, субботу и воскресенье), и два однодневных (районных) конгресса. В книге «Организованы проводить наше служение» (с.79-80) об областных конгрессах говорится следующее: «Раз в год Свидетели Иеговы устраивают большие конгрессы. Они обычно организуются как областные конгрессы, объединяющие собрания из нескольких районов. Мероприятия в этом отношении зависят от обстоятельств в разных странах, а также от указаний Руководящей корпорации. Время от времени по всему миру организуются также общенациональные и международные конгрессы. Такие конгрессы создавали рамку для объявления лучшего понимания истины, для выпуска новых публикаций (для изучения лично и в собрании и для использования в полевом служении) и для проведения массового крещения. Свидетели Иеговы считают областные конгрессы исключительно важными для поощрения их духовного роста и проверки прогресса в исполнении их христианского задания. Большие конгрессы свидетельствуют о том, что народ Иеговы действительно образует международное братство посвятившихся Богу христиан, несущих отличительный признак учеников Иисуса Христа. Участвуя во встречах местного собрания и также в больших конгрессах народа Иеговы, мы укрепляемся, чтобы творить волю Иеговы, и предохраняемся от внешних мирских влияний, которые могут подорвать нашу христианскую веру» Действительно, конгрессы считаются в организации «духовным пиром» и требуют обязательного присутствия адептов на всей программе конгресса. Пропуск хотя бы одного дня считается трагедией. На конгрессах звучат публичные речи, тексты которых присланы из Вефиля и в течение последующего года появятся в «Сторожевых башнях». Отношение иеговситов к данным мероприятиям фанатично-восторженное. Областные конгрессы проходят на стадионах, способных вместить не менее 5000 человек из разных городов. Если же стадионы города отказываются предоставлять свои площадки под конгресс, как это неоднократно было в г. Екатеринбурге, иеговисты собираются в ДК, и конгресс проходит в две очереди. Жизнь без конгресса немыслима для сектанта, ибо ещё задолго до его начала в организации звучат призывы во что бы ни стало посетить всю программу и планировать все свои дела для посещения конгресса.   По сути, для каждого обязанность участвовать во всех встречах собрания является основным механизмом удержания человека в организации. Как отмечается в книге “Организованы проводить наше служение”, 1990, с.65, «В эти трудные последние дни злой системы вещей мы нуждаемся в добавочном поощрении, которое мы получаем через регулярные встречи, чтобы быть в состоянии сохранить нашу духовную силу и нашу христианскую непорочность. Как апостол Павел в свое время, так и мы сегодня живем среди строптивого и развращенного поколения, среди системы вещей, безбожие и мирской дух которой мы отвергли. Да, где находились бы мы охотнее, чем в обществе с народом Иеговы?» Разумеется, поставленный в конце вопрос не подразумевает никакого ответа, кроме утвердительного.