Кириллова Ксения

Наше царственное служение, май 2005 г., с.3: «На основе таблицы, приведённой на с.6, вместе составьте недельный график для нашей семьи; это займёт всего несколько минут… В него включено только самое основное: 1) присутствие на встречах собрания; 2) служение с семьёй, 3) семейное изучение и 4) исследование текста на день. Такое планирование поможет вам «удостоверяться в том, что более важно»

Наше царственное служение, август 1997 г.: «Христианские встречи поощряют к добрым делам, самое доброе из которых – проповедь о царстве и подготовка учеников. Перестав ходить на встречи, мы вскоре, вполне вероятно, перестанем проповедовать, потому что у нас не будет к этому побуждений».

Разумеется, при таком подходе жизнь адепта превращается в тщательно расписанное рабство. К тому же последняя цитата ясно показывает, насколько важно для организации заполнить всё время адепта и постоянно поддерживать этот режим, не давая ему ослабнуть. Вполне понятно, что сам по себе, вне влияния организации, человек не захочет проповедовать. Таким образом, в этом случае также не идёт речи о добровольном выборе человека, так как сама секта признаёт, что без её давления у рядового иеговиста «не будет побуждений» проповедовать.

Далее следует обратить внимание, какие комментарии относительно данных высказываний даются в экспертных заключениях:

Экспертиза №1: «Организация, называющая себя религиозной общиной Свидетели Иеговы г. Москвы, судя по представленным судом документам и печатным материалам, входит в обширную, четко организованную структуру с высшим центром в Бруклине (Нью-Йорк, США). Очевидно, что эта организация стремится к максимальному контролю над занятиями, поведением и решениями всех ее членов. Этот контроль осуществляется через предписание адептам общины определенных критериев выбора и принятия решений в повседневной жизни. В их число входит, например, предписание общаться преимущественно с членами общины и избегать общения с теми, кто в нее не входит, если речь не идет о проповеднической деятельности и вовлечении новых членов. Другой формой контроля является заполнение времени членов общины проповеднической деятельностью с требованием почасового отчета о ней. Так, в книге "Организованы проводить наше служение" (Нью-Йорк, 1990 г. на русском языке), изданной для "Свидетелей Иеговы" и призванной, по мнению издателей, обращать "внимание на наши основные библейские обязанности" (с. 3), подробно говорится о личных отчетах, о точном указании в них "часов проповеднического служения". "Время в проповедническом служении начинает считаться, когда ты приступаешь к свидетельскому делу, и кончается, когда ты завершаешь свой последний визит". В это время не включается дорога, обед и даже "легкая закуска". Норма часов различается у разных категорий членов организации: подсобных, общих и специальных пионеров, миссионеров. Месячные нормы - 60, 90 часов; годовая норма у "общих пионеров" - 1000 часов и т.п. Каждый месяц личный отчет о "проповедническом служении" вносится в специальную карточку, которая хранится как часть документов собрания. При отъезде на короткие сроки член организации Свидетели Иеговы должен регулярно посылать отчеты о проповеднической деятельности своему собранию, а в случае переезда - секретарь нового собрания должен запросить у секретаря старого собрания карточку (с. 105).

Подобные требования и практика представляются поработительными и противоречащими конституционному праву человека на отдых» Кроме этого, эксперты отмечают, что «Дисциплина, требующая, согласно текстам сообщества, безапелляционного послушания и детально контролирующая выполнение нормированных обязательств и пр., также не является типичной для традиционных (согласно общественным представлениям, правосознанию, науке и Федеральному закону) религий».

Экспертиза № 2: «Постоянное психологическое давление (члены объединения “Свидетели Иеговы” вовлекаются в непрерывную череду “изучений” доктринальных текстов, “служений”, пропагандистскую деятельность, понуждаются заниматься ею по несколько часов ежедневно), постоянные напоминания о должном вот-вот разразиться “конце системы вещей” позволяют лидерам объединения “Свидетели Иеговы” держать его рядовых членов в постоянном психологическом напряжении и зависимости от выполнения всех жестких требований, установленных в объединении “Свидетели Иеговы”: запрещений, ограничений, подчинений, выполнения норм проповедования, обязательного посещения всех собраний и др…. Деятельность по вовлечению в объединение “Свидетели Иеговы” все новых и новых членов тщательно планируется руководством, люди к ней специальным образом готовятся». Кроме того, в Выводе № 10, приведённом в данном заключении и касающемся сущности организации, указано, что «совокупность взглядов, принятых в объединении “Свидетели Иеговы” и публично пропагандируемых в обществе, направлена на формирование тоталитарной организации, в которой рядовой участник жестко подчинен организации, контролируется и управляется ею»

Экспертное заключение № 3 указывает, что практика религиозной организации Свидетелей Иеговы содержит ряд определенных признаков, в частности это жесткий контроль сознания и поведения членов общины. Экспертиза № 4 отмечает, что «С самого начала и по сей день основным занятием членов организации является распространение информации о культе и вербовка новых членов – «свидетельствование». Посещение частных домов, квартир, учреждений, предприятий, обращение к прохожим на улице, соседям, коллегам по работе и т.п. осуществляются массированным образом «по квадратам» подобно тому, как менеджер обходит все точки, где он может предложить свой товар. Вся система действует по принципу коммерческого предприятия, каковым, в сущности, и является». Также в данном заключении указывается, что в механизмах создания и поддержания членства в организации существует «жестко организованный постоянный контроль сознания членов группы с использованием различных приемов – самоотчеты, ведение дневников, постоянные выступления в группе и по заданию группы. Текущий контроль – со стороны «разъездных надзирателей» и «правовых комитетов» Также в заключении обращается внимание, что «члены организации «Свидетели Иеговы» вовлекаются в непрерывную череду «служений», о которых требуются регулярные отчеты – о проповедях, посещениях с предложениями вступления в организацию и т.п. Ведется мелочный контроль с исчислением буквально каждого часа проведенных мероприятий. Так, в отчете за 1995 год скрупулезно подсчитаны не только «число крестившихся», «число пионеров», «число собраний», но и «число изучений Библии» – 4 865 060 и даже «число часов изучения» – 1 150 353 444 по всему миру. От вошедшего в организацию вскоре требуют прекратить членство во всех иных организациях, разорвать с традиционными религиями даже в малозначащих элементах обряда, праздников и т.п.» Экспертиза № 5 отмечает, что «каждый верующий член общины "Свидетелей Иеговы" обязан заниматься миссионерской деятельностью. В этой деятельности можно выделить четыре основных этапа. Это, во-первых, поиск новозаинтересованных людей, проявивших хоть малейший интерес к проповеди; во-вторых, подготовка их к восприятию вероучения; в-третьих, внедрение в сознание вовлекаемого религиозных догматов; и, наконец, в-четвертых, крещение прозелитов, включение их в проповедническую работу и создание новых организационных звеньев» Данные особенности секты отражает и судебная практика. В частности, в Московском решении приводятся показания свидетельницы Вишневой Н.Г., которая описывает изменения, происшедшие с её невесткой Татьяной после вступления последней в организацию. Женщина указывает, что «Таня часто стала уходить из дома, перестала уделять внимание домашним делам и заботе о детях, объясняла свои поступки и выбор тем, что ей нужно ходить в организацию, на собрания, что у нее есть определенный план, который она должна отрабатывать. У нее были очень старенькие родители, которые требовали заботы, ради дел организации она бросила и их» Свидетель Пикулев С.Ю. в этом же деле показал, что с каждым годом возрастала нагрузка и занятость жены, она стала все больше работать на организацию. Также в данном решении отмечается, что «по заключению комплексной экспертизы организация Свидетелей Иеговы отличается от ей подобных подробной отчетностью, снятием и постановкой на учет, то есть признаками, присущими политической организации». Необходимость заполнять отчеты о количестве часов проповедования подтвердили суду свидетели Землянская Р.А., видевшая составление отчетов ее мужем; свидетели Журавлева Н.Ю., Слободенюк E.Л., члены организации в настоящее время, Москалев Д.В., бывший член организации, — все они отчитывались либо продолжают отчитываться перед организацией о количестве часов проповеди. Степень загруженности делами организации ее членов описала в своих показаниях Арсенкина В. Г., относительно себя и дочери, выделяющей время для посещения собрания и проповеди при домашнем обучении по состоянию здоровья; Джафаров Х.М. — по поводу своей жены, отсутствующей дома для участия в проповеди либо религиозных мероприятиях, Землянская Р.А., муж которой не в состоянии по возрасту и силам сочетать работу на организацию с делами семьи.