Кириллова Ксения

В Челябинском решении указывается, что «членам общины Свидетели Иеговы рекомендуется все свободное время уделять посещению собраний, проповеднической деятельности, для чего даже менять места и режимы работы, искать замену на работе; выполнять установленные нормы по количеству часов проповеднической деятельности, регулярно составлять и представлять отчеты об изучении Библии, проповедническом служении с указанием количества часов изучения и проповедования»

Что касается правового аспекта, очевидно, что подобная ситуация ведёт к многочисленным нарушениям основополагающих прав личности, в частности, среди таких нарушений можно выделить ущемление права на:

1.      труд;

2.      образование.

К нарушению права на труд относятся призывы выбирать работу с неполным рабочим днём или вовсе отказываться от работы, дабы последняя «не мешала служению» и посещениям конгресса, а также подтверждающие данные призывы факты из жизни конкретных людей, то есть имеющая в организации практика. Можно привести следующие примеры призывов:

Наше царственное служение, декабрь 2002 г., с.3: «Чтобы не пропустить ни одного духовного блюда, приготовленного верным и благоразумным рабом, нам следует твёрдо настроиться присутствовать на всей программе. Нужно ли тебе для этого отпрашиваться с работы?... Проси у Иеговы смелости отпроситься с работы на все три дня конгресса»

Наше царственное служение, февраль 1997 года, с.5: «Те, кто работает полный рабочий день, пришли к выводу, что можно либо брать один дополнительный выходной на неделе, либо, помимо проповедования по вечерам, посвящать служению выходные в конце недели… Стремясь к этому, она сменила четыре работы, надеясь найти такую, чтобы при этом можно было выполнять требование для общего пионера – проповедовать 90 часов… И хотя её режим работы с неполным рабочим днём был далеко не идеален, сестра подала заявление на общее пионерское служение»

Сторожевая башня, 15.09.05 г., с.16: «Соглашаться ли на работу, которая вроде бы обещает материальную выгоду, но будет препятствовать нашему духовному росту?... Мы, как и Моисей, дорожим нашей дружбой с Иеговой: она для нас ценнее всего, что может предложить этот мир» «Организованы проводить наше служение» с.133-134: «В то же время они, как служители Бога, сознают, что мирская работа второстепенна по сравнению с важнейшими интересами Царства… Не только главы семей, но и другие посвятившиеся Богу христиане, которые находят, что им надо работать по какой-нибудь специальности, должны иметь в виду такие библейские принципы.  Кроме того, необходимо постоянно осознавать опасности плохого сообщества. Как воины Христа наши братья от участия в коммерческих делах, которые нарушают христианские нормы или подвергают опасности их духовность. Также они не вступают в небиблейские связи с религиозным врагом Бога, с Вавилоном великим» Позиция законодательства на этот счёт чётко определена. В соответствии с пп.1,2,3 ст. 37 Конституции РФ, «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда». Абз.1,2,3 ст.2 Трудового кодекса РФ также указывают, что «Основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда», а относительно обязанности проповедовать Трудовой кодекс подтверждает конституционное положение о том, что принудительный труд запрещен (ст. 4 Трудового кодекса) К праву на труд относится также право на отдых (п.5 ст. 37 Конституции: «Каждый имеет право на отдых»), осуществление которого просто невозможно при имеющейся у сектантов загруженности, когда ему «настоятельно рекомендуется» «посвящать служению выходные в конце недели», тем более что мы уже установили, что все инструкции, исходящие от «верного раба», обязательны для исполнения. Ещё точнее этот момент иллюстрирует следующий призыв к самоконтролю, записанный в «Сторожевой башне от 15.09.05 г., с.17-18: «Не слишком ли часто по выходным я отдыхаю и развлекаюсь, вместо того, чтобы посвящать это время проповедническому служению и другим теократическим занятиям?» Кроме того, иеговистская литература, допуская возможность предельно короткого отдыха, к тому же регламентирует его, предписывая адептам выбирать конкретные виды организации досуга. В книге «Организованы проводить наше служение» на с.132 также отмечается, что «Многие извлекают пользу из того, что следуют библейскому совету и уравновешенным рекомендациям, которые даются на эту тему (отдыха) в публикациях Общества… И даже если развлечение само по себе, может быть, приемлемо, то присутствие и влияние мирских людей может быть вредным» Кроме этого, нарушением права на труд относятся призывы к служению в Вефиле (филиале), как к самому почётному виду служения. Как указывает А. Дворкин, в Бруклинском Вефиле «условия жизни «вефильцев» самые спартанские: рабочий день фактически не регламентирован, выходных реально не бывает»[16]. Кроме того, в «Организованы…» прямо указывается, что «Служение, проводящееся в Вефилях, заключается главным образом в тяжёлой физической работе» (с.116) Тоже можно сказать о Вефиле в Солнечном. Работать «вефильцам» приходится с утра до вечера, притом вознаграждения за труд они не получают, ограничиваясь лишь небольшими суммами «на карманные расходы». Это не скрывается и в литературе организации: «Молодёжь, чему вы посвятите свою жизнь?», с.5: «Вефильское служение подразумевает служение добровольцем в одном из филиалов Свидетелей Иеговы… Любые назначения являются почётным и священным служением Иегове… Вефильцы служат не ради материальной выгоды. Они довольствуются предоставляемой им пищей, жильём и скромной суммой на карманные расходы».