Ксения Кириллова

Таким образом, термин "секта" и производные от него получили широкое распространение в научном и религиозном мире, применяются зарубежными законодателями, фигурируют в международных нормативно-правовых актах и документах органов государственной власти Российской Федерации, использовались отечественными судами разных инстанций - и, следовательно, отмахнуться от понятия «секта» как от надуманного, несущего только религиозное значение, нельзя.

Более того, интересен тот факт, что и неопятидесятнические секты, ратуя за свободу совести и недопустимость использования термина «секта», сами активно используют его. Так, в основанном екатеринбургской сектой Библейском колледже «Новая жизнь» официально существует предмет, называемый «Религии и культы». Очень многие моменты, используемые харизматами при описании культов, взяты из «Сектоведения» А.Л. Дворкина, но в значительно урезанном виде. Какие-то моменты, разумеется, подгоняются таким образом, чтобы у студентов не возникло ассоциаций с «Новой жизнью». Так, в данном курсе вычитывается понятие культа и его признаки, общие особенности дл культов, куда харизматы относят ограниченность, закрытость группы; догматизм, нетерпимость к другим взглядам; непоследовательность (изменяемость учения) и уникальность (утверждение, что только культ способен решить проблемы). Все перечисленные признаки в той или иной форме встречаются и в самой «Новой жизни». О методиках контроля сознания и иных признаках тоталитарной секты разработчики курса тактично умалчивают, зато дают подробную классификацию «культов», подозрительно перекликающуюся со столь нелюбимым сектантами «Сектоведением». Так, в Библейском колледже изучают псевдохристианские, «восточные», псевдонаучные, синкретические и оккультные культы. Любопытно, что и для поступления на обучение в находящийся в г. Йошкар-Оле неопятидесятнический Миссионерский центр необходимо, в частности, написать автобиографию, в которой следует в том числе степень вовлечённости в оккультизм, гомосексуализм, культы, религии, секты. Таким образом, можно сделать вывод, что сами неопятидесятники признают термин «секта» и свободно относят к нему те или иные религиозные организации. Однако чтобы грамотно оперировать данным понятием, необходимо выделить основные признаки тоталитарных сект.

Под «тоталитарным» обычно понимается режим, при котором осуществляется полный, всеобъемлющий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества и отдельного человека, бесправие рядовых членов, отсутствие инакомыслия. При этом не имеет значения, кто осуществляет данный контроль и какие идеи используются в обоснование необходимости контроля. Как правило, термином ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ (ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА) обозначают: особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками. Схожее определение можно встретить материалах Канадской организации «Инфо-Калт»: «Тоталитарная секта – это пользующаяся манипулятивными приёмами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена».

Наиболее полно признаки тоталитарных сект выделены у профессора Дворкина. Впрочем, они сходятся у разных учёных, будь то религиоведы, психологи или политологи. К основным признакам тоталитарной секты и деструктивного культа можно отнести:

1. культовое знание (схема счастья). Это тот метод, с помощью адептам гарантируется богатство, здоровье или единение с Богом.

2. наличие методик контроля сознания: контроль мышления, поведения, информации, эмоций.

3. наличие харизматического лидера (живого или мертвого). Гуру – сверхчеловек, чьей воле нужно подчиняться безоговорочно и быстро, причём инакомыслие недопустимо. Согласно идеологии сект, приказ гуру - это безоговорочная воля самого Бога. Место гуру может также занимать группа лиц или целая организация.

4. черно-белая доктрина, согласно которой происходит резкое разделение мира по принципу «мы - они». При этом все положительные характеристике приписываются секте, тогда как весь остальной мир предстаёт как царство сатаны, погрязшее во зле и насилии. 5. индоктринация фобий членам группы. Как пример можно привести немотивированную боязнь выйти из секты у культистов. 6. максимальный отрыв от мира, от реальности, разрыв старых контактов и связей. 7. эзотерический разрыв. Суть его заключается в том, что при поступлении в секту, при вербовке, человеку никогда не сообщается об истинном содержании учения секты, о том, что будет потом5. В результате оказывается, что человек, будучи приглашён в одну организацию, оказывается в совершенно другой. Проще говоря, организация оказывается совсем не такой, какой казалась на первый взгляд. 8. смещённая система ценностей, в том числе вера в то, что любые средства пригодны и оправданы для достижения цели. Для достижения желаемого можно обмануть или даже убить человека (как, например, утверждает сайентология). 9. прозелитизм, то есть постоянная вербовка в секту новых членов как главное условие её существования. 10. культовый язык (новояз). Как заметил Джордж Оруэлл, «Кто контролирует язык человека – контролирует его разум».