Тексты, справочники и документы [Pagez.ru]

125. В Изложении веры Восточных Православных Патриархов об этом сказано: "Поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил" (член 2-й).

126. Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим.

127. Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям.

128. О Промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: "Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте?" (Мф.6,26). В этом изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особый - о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке.

О втором члене Символа веры

129. Имена Иисус Христос, Сын Божий следует понимать так. Сыном Божиим называется Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда еще ожидалось Пришествие Его на землю.

130. Имя Иисус означает Спаситель, и оно наречено Архангелом Гавриилом.

131 Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей. 132. Имя Христос означает Помазанник, и оно произошло от помазания Священным Миром, через которое подаются дары благодати Духа Святого. 133. Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков. 134. Иисус, Сын Божий, называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Духа Святого. Таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. 135. Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть Истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. 136. Священное Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин.1,1). 137. Иисус Христос именуется Сыном Божиим Единородным. Этим обозначается то, что Он один только есть Сын Божий, рожденный из Существа Бога Отца, и потому Он единое Существо с Богом Отцом и, следовательно, без всякого сравнения превосходит всех святых Ангелов и святых людей, которые называются сынами Божими по благодати (Ин.1,12). 138. Священное Писание называет Иисуса Христа Единородным. Например, в следующих изречениях евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин.1,14); Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне (в недрах) Отчи, Той исповеда (Ин.1,18). 139. В Символе веры о Сыне Божием сказано также, что Он рожден от Отца. Этим указывается на то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. 140. Сказано, что Он рожден прежде всех век для того, чтобы кто-либо не подумал, что было время, когда Его не было. Иначе говоря, этим указывается на то, что Иисус Христос есть так же Вечный Сын Божий, как Вечен Бог Отец. 141. В Символе веры слова "Света от Света" подобием видимого света несколько объясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Глядя на солнце, мы видим свет; от этого света рождается свет, видимый во всей подсолнечной (т.е. на всей нашей планете), но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно этому, Бог Отец есть вечный Свет (1Ин.1,5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. 142. Слова Символа веры "Бога истинна от Бога истинна" имеют то значение, что Сын Божий называется Богом в таком же истинном смысле, как и Бог Отец. 143. Это слова Священного Писания, и они взяты из следующего изречения Апостола Иоанна Богослова: вемы (знаем) же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и Живот Вечный (1Ин.5,20).