Святослав Кобов-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ -ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА-Содержание-Введение-ГЛАВА 1. Источники исламского

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают господствующую идеологию, политическую практику существующего светского режима и государственное устройство как не соответствующее нормам мусульманской религии.

Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление в обществе основ исламского теократического государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого государственного образования всех мусульман.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не остановится в фиксированных границах географического проживания определенной общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного образования — халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс «растекания» исламской радикальной идеологии и практики на другие «мусульманские» территории, как в рамках России, так СНГ и других государств мира.

Таким образом, представляется актуальным анализ мусульманской литературы о джихаде, как фактора дестабилизирующего современное общество.

Изучение проблемы экстремизма в исламе относительно новое направление исследований в области политических наук, поскольку современный экстремизм берет свое начало с момента образования в Египте в 1926 году мусульманской организации экстремистского толка «Братья-мусульмане»5.

Во время составления библиографии к работе мы увидели, что литературы о терроризме и экстремизме очень много. Но она почти вся посвящена анализу политической составляющей современного исламского экстремизма. В этом же ключе написана и дипломная работа выпускника Курской православной духовной семинарии С. Самищенко6. Хотя в заглавии и указано, что работа посвящена анализу джихада, на самом деле в ней описан современный мусульманский экстремизм без оценки текстов. Отдельной литературы, выявляющей особенности и характерные черты текстов Корана и Сунны, в которых содержаться призывы к джихаду, практически нет. Поэтому нам пришлось обратиться к экстремистской литературе, которую можно легко найти в Интернете.

Считаем нужным в самом начале работы определить такие понятия как исламский фундаментализм, радикализм и экстремизм.

«Исламский фундаментализм» — это религиозно-политическое течение в исламе, который связан с деятельностью общественно-политических, экономико-социальных, культурно-просветительских и элитных группировок, использующих в своей практике лозунги, призывающие к построению государства на основе принципов раннего, времен пророка Мухаммеда и первых четырех «праведных» халифов, ислама. «Радикализм» — решительное, бескомпромиссное осуществление намерений внедрить «истинный ислам» в политику и повседневную жизнь общества. Исламский радикализм — это совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных общественных институтов или политической системы общества в целом. «Экстремизма» — это приверженность к крайним взглядам и действиям в идеологии и политике. Для современного экстремизма характерны выбор, отстаивание и применение в решении теоретических и практических социальных проблем крайних насильственных методов и средств. Объектом дипломного исследования является экстремизм как религиозное явление. Предмет дипломного исследования — религиозные тексты, которые используются исламскими экстремистами. Цель дипломной работы — выявить особенности и характерные черты текстов Корана и Сунны, в которых содержаться призывы к джихаду. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач: определить источники, из которых извлекаются экстремистские призывы к джихаду; показать различные понимания джихада; рассмотреть историю понимания джихада; выявить основные тексты о джихаде и их толкования.