Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru
Возьми корень послушания, ветвь терпения, цвет чистоты и плод добрых дел, сотри все сие в сосуде смирения, просей сквозь сито здравомыслия, всыпь в котел упования, налей воздыханиями и прибавь несколько слезной воды; потом разведи огонь Божественной любви, покрой котел милостыней и обложи его дровами трудолюбия. Когда приготовленный состав совершенно разварится, тогда охлади его братолюбием и приими лжицею покаяния.
По принятии этого врачевства с чистой верой, при помощи воздержания и поста, ты излечишься от всякой греховной болезни и будешь здоров как телом, так и душой» (Христ. Чт., 1815, с. 188). Великий ли грех — призывать Бога в свидетели? Напрасно призывать Бога в свидетели — великий грех, потому что имя Божие есть великое и страшное.
В Священном Писании говорится: Не... употребляй имя Бога моего всуе, и Бог поругаем не бывает, и страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго (Притч. 30: 9; Гал. 6: 7; Евр. 10: 31). Вот подобный пример: «Один исмаильтянин, уверовавший в спасительное имя Иисуса Христа, дал себе клятвенный обет — никогда более не употреблять в пищу мясного; в свидетельство верности и неизменности своего обета он призвал Бога.
Впоследствии, неизвестно по какому поводу, он дерзнул изменить священному обету своему. Призванный в свидетели Бог восхотел показать славу и величие святого имени Своего и явным знамением вразумить нарушителя обета: Он обратил в камень ту птицу, которую исмаильтянин держал в руках для пищи. Изумленный таким необыкновенным явлением варвар раскаялся в нарушении своего обета и, придя к преподобному Симеону Столпнику, просил святого мужа, чтобы он своими молитвами исходатайствовал у Бога прощение этого греха.
Все люди, во множестве стекавшиеся к преподобному Симеону за благословением, видели это чудо, видел и я», — повествует блаженный Феодорит (Воскр. Чтение, 1815, с. 432). Почему я все время грешу и не могу остановиться? «Где случилось падение — там предварила гордость» (преподобный Иоанн Лествичник)[171] .
Много празднословлю и от этого смущается душа моя. Все раны излечатся, а рана от языка неизлечима остается. Сими словами напоминают нам святые отцы, чтобы мы во время брани удержали язык свой: не тушите огонь огнем, не потушите, т.е. не отвечайте злом на зло, а во время брани храните молчание — и скоро противник обратится к вам с любовью, возьмет назад свои бранные слова, напрасно сказанные, а вы считайте, сколько он вам сделал награды для будущей жизни, — и тем легче вам будет простить его.
Часто осуждаю — что делать? Когда хочешь осудить кого-либо, то прежде пересчитай свои грехи. Не грех ли желать себе побольше материальных благ? Не желайте себе богатства — оно не позволит вам жить по заповедям Божиим. Как избавиться от осуждения ближнего? «Положи в сердце твоем, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны малому сучку» (святой Пимен Великий) [172] .
Как увидишь падение во грех человека, то воззови о нем ко Господу, чтобы Господь простил его за сей грех. Сколько раз ты помыслишь так, столько будешь иметь добрых дел от каждого дня. Некоторые, не зная сей хитрости, стараются осудить сего человека, но помните: сколько раз за день осудите, столько и враг запишет вам злых дел. Люблю поспорить, не причиняю ли себе вреда? Кто спорит, тот тем изгоняет из себя Духа Святого. Мало закваски, но заквашивает она много; и брань начинается с немногого, а много приносит душе ущерба. Не тушите огонь огнем, не отвечайте на зло злом, а во время брани храните молчание и помните, сколько это принесет вам награды — и вам легче будет простить противника, а он скоро обратится к вам с просьбой забыть его бранные слова. Иногда же враг может вложить в нас молчание, чтобы дать понять противнику, что вы сердитесь, — сим вы уже лишаетесь большей награды; если же вы сами с ним заговорите, и так, будто не помните, что он вам говорил, то великая награда вам будет на небесах. Надо ли плакать о своих грехах? «Сколько будем плакать и раскаиваться в том, что ныне не плакали и не приносили покаяния!» (авва Стратигий)[173] . Несколько раз исповедовал один и тот же грех, но мне кажется, что Господь не простил мне его. «Прежде содеянных грехов не укрепляй в душе твоей размышление о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В этом не сомневайся» (святой Антоний Великий) [174] . Об усопших и смерти Можно ли поминать в храме умерших вследствие болезни, вызванной пьянством? Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (не упились до смерти). Можно ли ставить за престол свечи о упокоении? Для этого есть особое место — канун, туда и должно ставить. Можно ли на могилу или крест могильный помещать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать? Ни в коем случае недопустимо помещать фотографию. Благочестивые верующие ставят футляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обычай языческий. Верующие поминают усопших молитвой, некоторые читают «Серафимово правило». Можно ли на могилу ставить памятник, на котором выбит крест? На могиле должен быть только крест. Есть обычай возжигать на могиле свечи или лампадки. Правильно ли это? Ставить свечи на могиле можно при условии, если эти свечи будут гореть перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.