Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Возьми корень послушания, ветвь терпения, цвет чистоты и плод добрых дел, сотри все сие в сосуде смирения, просей сквозь сито здравомыслия, всыпь в котел упования, налей воздыханиями и прибавь несколько слез­ной воды; потом разведи огонь Божественной любви, покрой котел милостыней и обложи его дровами трудолюбия. Когда приготовленный со­став совершенно разварится, тогда охлади его братолюбием и приими лжицею покаяния.

По принятии этого врачевства с чистой верой, при помощи воздержания и поста, ты излечишься от всякой греховной болезни и будешь здоров как телом, так и душой» (Христ. Чт., 1815, с. 188). Великий ли грех — призывать Бога в свидетели? Напрасно призывать Бога в свидетели — ве­ликий грех, потому что имя Божие есть великое и страшное.

В Священном Писании говорится: Не... употребляй имя Бога моего всуе, и Бог поругаем не бывает, и страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго (Притч. 30: 9; Гал. 6: 7; Евр. 10: 31). Вот подобный пример: «Один исмаильтянин, уве­ровавший в спасительное имя Иисуса Христа, дал себе клятвенный обет — никогда более не употреблять в пищу мясного; в свидетельство верности и неизменности своего обета он при­звал Бога.

Впоследствии, неизвестно по какому поводу, он дерзнул изменить священному обе­ту своему. Призванный в свидетели Бог восхо­тел показать славу и величие святого имени Своего и явным знамением вразумить наруши­теля обета: Он обратил в камень ту птицу, ко­торую исмаильтянин держал в руках для пищи. Изумленный таким необыкновенным явлени­ем варвар раскаялся в нарушении своего обета и, придя к преподобному Симеону Столпнику, просил святого мужа, чтобы он своими молит­вами исходатайствовал у Бога прощение этого греха.

Все люди, во множестве стекавшиеся к преподобному Симеону за благословением, ви­дели это чудо, видел и я», — повествует блажен­ный Феодорит (Воскр. Чтение, 1815, с. 432). Почему я все время грешу и не могу остановиться? «Где случилось падение — там предварила гордость» (преподобный Иоанн Лествичник)[171] .

Много празднословлю и от этого смущается душа моя. Все раны излечатся, а рана от языка неиз­лечима остается. Сими словами напоминают нам святые отцы, чтобы мы во время брани удержали язык свой: не тушите огонь огнем, не потушите, т.е. не отвечайте злом на зло, а во время брани храните молчание — и скоро про­тивник обратится к вам с любовью, возьмет на­зад свои бранные слова, напрасно сказанные, а вы считайте, сколько он вам сделал награды для будущей жизни, — и тем легче вам будет простить его.

Часто осуждаю — что делать? Когда хочешь осудить кого-либо, то прежде пересчитай свои грехи. Не грех ли желать себе побольше материальных благ? Не желайте себе богатства — оно не позволит вам жить по заповедям Божиим. Как избавиться от осуждения ближнего? «Положи в сердце твоем, что твои грехи по­добны бревну, а грехи брата твоего подобны ма­лому сучку» (святой Пимен Великий) [172] .

Как увидишь падение во грех человека, то воз­зови о нем ко Господу, чтобы Господь простил его за сей грех. Сколько раз ты помыслишь так, столько будешь иметь добрых дел от каждого дня. Некоторые, не зная сей хитрости, стараются осу­дить сего человека, но помните: сколько раз за день осудите, столько и враг запишет вам злых дел. Люблю поспорить, не причиняю ли себе вреда?

Кто спорит, тот тем изгоняет из себя Духа Святого. Мало закваски, но заквашивает она много; и брань начинается с немногого, а много приносит душе ущерба. Не тушите огонь огнем, не отвечайте на зло злом, а во время брани хра­ните молчание и помните, сколько это принесет вам награды — и вам легче будет простить про­тивника, а он скоро обратится к вам с просьбой забыть его бранные слова.

Иногда же враг может вложить в нас молчание, чтобы дать понять про­тивнику, что вы сердитесь, — сим вы уже лиша­етесь большей награды; если же вы сами с ним заговорите, и так, будто не помните, что он вам говорил, то великая награда вам будет на небесах. Надо ли плакать о своих грехах? «Сколько будем плакать и раскаиваться в том, что ныне не плакали и не приносили пока­яния!» (авва Стратигий)[173] .

Несколько раз исповедовал один и тот же грех, но мне кажется, что Господь не простил мне его. «Прежде содеянных грехов не укрепляй в душе твоей размышление о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В этом не сомневайся» (святой Антоний Великий) [174] .

Об усопших и смерти Можно ли поминать в храме умерших вследс­твие болезни, вызванной пьянством? Можно, если они были православными и верующими и умерли не от самого пьянства (не упились до смерти). Можно ли ставить за престол свечи о упокоении? Для этого есть особое место — канун, туда и должно ставить.

Можно ли на могилу или крест могильный поме­щать фотографию умершего? Надо ли ухаживать за могилой? Можно ли ставить столики, скамей­ки, трапезничать? Ни в коем случае недопустимо помещать фо­тографию. Благочестивые верующие ставят фут­ляр с иконкой и лампадой. Также нельзя ставить столики, скамейки и трапезничать. Это обы­чай языческий.

Верующие поминают усопших молитвой, некоторые читают «Серафимово правило». Можно ли на могилу ставить памятник, на ко­тором выбит крест? На могиле должен быть только крест. Есть обычай возжигать на могиле свечи или лам­падки. Правильно ли это? Ставить свечи на могиле можно при условии, если эти свечи будут гореть перед иконой, а не перед памятником или фотографией усопшего.