Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru

а не на нос, не на бороду и не на воздух), потом на чрево, потом на правое плечо и, нако­нец, на левое плечо (а не подмышки)»1. Есть переписанные молитвы, которые я давно ношу с собой. Они попортились, и слов почти не вид­но. Можно ли их сжечь? Молитвы, текст которых почти утрачен, луч­ше сжечь в церковной печи, но по нужде можно сжечь и дома. 1 Митр. Антоний Храповицкий. Собрание сочинений, т. 2. М.: Даръ, 2007.

Бабушки говорят, что в Божественные праздни­ки нельзя ничего делать в доме, особенно стирать на маленьких детей, мыть пол и т.д. Так ли это? Относительно работы в Божественные празд­ники существует правило: шесть дней делай дела твои, седьмой — Господу Богу твоему. Это отно­силось и относится как у древних, так и у совре­менных евреев к субботнему дню.

В Израиле в эти дни и в настоящее время правоверный ев­рей не может сделать более двухсот шагов. В дни «шабата» останавливается весь общественный транспорт. Но мы из Евангелия знаем, что «не человек для субботы, но суббота для человека». В православной практике существует также пра­вило, что в воскресные и праздничные дни хрис­тианин, если это возможно, обязан посещать бо­гослужение, дома в эти дни полагается читать св.

книги и больше времени уделять молитвам. По возможности все дела, которые можно отложить на другой день, откладываются. Но есть у нас всегда необходимые дела, которые не терпят от­лагательств. Уход за детьми, приготовление пи­щи, уход за больными, и вообще, что идет на бла­го наших ближних, — дела любви — откладывать нельзя. После 17 часов в день праздника можно приступать к этим делам: принести воды, зато­пить печь и другие дела сделать по уходу, но даже занимаясь неотложными делами, нужно старать­ся совершать их с молитвой, помня о святости праздников.

Сколько раз надо освящать иконы и когда? Иконы освящаются священником один раз после их изготовления или приобретения вне церкви. Если лик иконы был поврежден, то после реставрации священник снова должен освятить ее. Освятила крестик на цепочке, кулон с Девой Марией и Богомладенцем. Носила на шее вместе месяца два. 13 января с. г.

в обед мыла пол в доме и, когда закончила мыть в спальне, кулон упал на пол; цепочка цела, кулон цел. Что это значит? Не обращайте внимания на подобные явле­ния, потому что при фиксировании внимания на них это может перерасти в суеверия, а если потеряли, то покаяться в потере нужно. Можно ли носить крестик на цепочке? Можно.

Лишь бы прочная была, чтобы его не потерять. В настоящее время расплодилось множество религиозных течений (баптисты, евангелисты, церковь Христа и т.д.), которые не признают крестного знамения, утверждая, будто в Библии не сказано, что Иисус Христос учил этому Своих учеников. Прошу вас ответить, с какого времени Православная Церковь приняла этот обряд и в ка­кой священной книге это написано?

В Священном Писании нельзя найти описа­ния многих обрядов, в том числе и крестного знамения, так как почитание Креста стало воз­можным только после распятия и смерти Иисуса Христа на нем. Но уже апостол Павел писал о Кресте, что слово крестноепогибающим юродство есть (1 Кор. 1: 18) и далее: Мы проповедуем Христа распята, иудеям убо соблазн, еллинам жебезумие (1 Кор. 1: 23). Блаженный Августин в восьмой беседе на слова апостолов пишет: «Из-за Креста Христова на нас нападают премудрые сего века». Афанасий Великий в речи против язычников так возражает им: «Язычники нападают на нас и посмеивают с широко раскрытым зевом не что иное, как Крест Христов. Глумясь над Крестом Христовым, они не примечают его силы и дейс­твенности, наполнивших всю вселенную; но если бы они обратили свой разум на правильный путь познания Божества, они узнали бы, что Христос — Спаситель всего мира и что крест Его не казнь, но искупление всех творений» [13] . Блаженный Августин о Кресте говорил следующее: «Не сты­дись о Кресте Христове. В доказательство этого ты и полагаешь знамение креста на челе; огради чело твое и не убоишься чуждаго языка». Иоанн Златоуст пишет: «Если кто-нибудь тебе скажет: ты поклоняешься распятому — ты громким го­лосом и с веселым лицом отвечай: да, поклоня­юсь и не перестану поклоняться» [14] . Святитель Кирилл Иерусалимский в четвертом огласитель­ном слове говорит: «Не будем стыдиться Креста Христова; но если кто утаит, ты явно знаменуй им чело свое» [15] . Можно еще много свидетельств древних писателей найти, но из этого ясно, что во II , III и IV веках было уже почитание Креста и крестное знамение. Формы его были самые раз­нообразные: крестились и одним перстом, крес­тились и всей ладонью, крестили иногда только чело, а иногда и грудь. Мы знали и двуперстие. Троеперстие Православная Церковь утвердила в XVII в. при Патриархе Никоне. Будут ли иметь силу освященные церковью пред­меты, если освященную икону вставить в рамку, куп­ленную в магазине, или в ранее освященной книге сде­лать переплет и т.д.? Теряет ли силу освященность предметов с течением времени или от небрежного хранения их (есть старинные деревянные иконы, где краска высохла и сходит со святых образов)? Прежде чем вставить освященную иконку в рамку, сделанную мастером или купленную в ма­газине, ее нужно окропить святой водой. В не­которых молитвословах помещена молитва на освящение всякой вещи. Ее можно прочитывать не только для освящения таких предметов, как ваша рамка, но и для вещей повседневного оби­хода: одежды, обуви, мебели, посуды и т.д. Но иконы и прочие священные предметы освящать должен священник. Святость с течением време­ни, если человек ведет себя благоговейно, не только не убывает, но даже возрастает. Мы зна­ли, что чем чаще к иконе обращаются люди, тем такая икона становится более «намоленной» и даже чудотворной.