Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru
Нужно сказать, что если такой священник по каким-либо причинам не запрещен правящим архиереем в служении, Таинства Церкви, которые он совершает, — действительны и действенны. Благодать Божия, дарованная ему при рукоположении в сан, действует на верующего независимо от греховности священнослужителя, проходя через него, как через «трубу». Хотя с любого христианина спрос за грехи Господом строгий, но облечённый саном ответит за них сугубо.
Кому много дано, с того много и спросится (Лк. 12: 48). Батюшка, многие говорят, что нет теперь старцев и нет человека, который растолковал бы Св. Писание? Ищи и найдешь; ищи усиленно. Если человек усердно помолится Господу Богу, то после этого всякое малое отроча скажет ему на пользу его душе. А то, что иные будто желали бы найти руководителя, но не находят — говорят те, которые не хотят смириться.
К тому же и враг рода человеческого, который всегда хочет нашей погибели, препятствует; знает он, что если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то этот разъяснит спрашивающему и откроет коварство врага. Как обращаться к епископу: просто «Владыко» или с прибавлением имени, как у священника: «Владыко Борис»?
К епископу традиционное обращение: «свя-тый Владыко» или просто «Владыко», без произнесения имени. Как искать руководителя духовной жизни в наше время? Для последних времен позднейшие св. отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, не отвергая, впрочем, весьма осторожный совет с современными отцами и братиями, при тщательном содержании в мыслях и чувствованиях духа смирения и покаяния. «Это делание, — пишет свт.
Игнатий Брянчанинов, — дарованное Богом нашему времени, и мы обязаны с благоговением пользоваться даром Божиим, данным нам во спасение»[62] . Почему так много значения придают св. отцы жизни под руководством духовного отца? Кто сам по себе живет, без духовного отца, тот бесплодно живет.
Пусть он и хорошо делает, но совесть в таком случае не может быть у него мирна (так как она умиротворяется от исповеди и откровения). У него должна быть постоянная нерешительность, смутность, а главное, настроение своеволия остается то же. Как быть, если руководителя нет? «Правду говорит N ., что ныне нет настоящих руководителей, — отвечал на подобный вопрос святитель Феофан Затворник.
— Однако ж с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных составят союз и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании со страхом Божиим и молитвою» [63] . Как лучше спрашивать старцев, одного или многих? Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей, и не вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй от рассуждения человека в старце.
Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения и этим подражает Христу. Святой Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Посему хорошо весьма о всем вопрошать, но опытных, а неопытных — опасно, потому что они не имеют рассуждения. Когда должно отойти от старца? Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучиться со старцем, приносящим душе вред. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только помыслы смущающие, от беса, которым не надо повиноваться, как действующим. именно там, где мы получаем душевную пользу. Можно ли искать священства или монашества? «Священства добиваться грех, а к монашеству стремиться похвально — и св. отцы искали монашества, а от священства даже уклонялись», — учит старец Варнава Иверский1. Влечет ли за собой лишение благодати запрещение епископа, которое не согласно с волей Божией? Лишь то запрещение епископа влечет за собой лишение благодати, которое согласно с волей Божией. Если же этого согласия нет, то не только благодать не отымается и не посылается, но сама церковная жизнь показывает, что все такие действия Церковью не принимаются, хотя бы и совершили их великие Вселенские Соборы и самые православные Патриархи и Синоды[64] . Как быть, если священник отказался выслушать исповедь? «Если ваш духовник отказывается выслушивать вашу исповедь, то можете обратиться к другому» (святитель Феофан Затворник). Почему у некоторых верующих иногда проскальзывает ревность, зависть, если обращаешься часто к священнику? «Это случается оттого, когда мы останавливаемся много, часто сами не давая отчета, только на личности пастыря; его образ всегда предносится пред нами, сердце наше переполнено чувством к нему, как к человеку, Христос же, наш Спаситель, остается как бы в стороне. Вот тогда-то и развиваются среди пасомых ревность, зависть, соперничество, недоброжелательство. Тогда возможны и следующие явления. Умер любимый пастырь, и мы воображаем, что все потеряно. А где же Христос? Был ли Он у тебя? К сожалению, нет. Если бы Он был, то не случилось бы с тобою такого малодушия и разочарования» (архиепископ Арсений Жадановский) [65] . Как быть, если возникло недоброе чувство к духовнику? «При окормлении духовником или старцем у тебя могут возникнуть к нему дурные чувства: подозрения, осуждения, зависти и недоброжелательства. Не поддавайся, однако, этим чувствам, борись с ними и не отходи от духовника или старца. Если возникло у тебя дурное чувство к духовнику — знай, что последний для тебя полезен, но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или еще какой-либо недостаток, а тебе и врагу это неприятно, вот и подымается у тебя в сердце неприязнь к духовному отцу» (архиепископ Арсений Жадановский) [66] . Должно ли уходить на покой самому священнику? Святитель Феофан Затворник не советовал удаляться на покой.