Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Нужно сказать, что если такой священник по ка­ким-либо причинам не запрещен правящим ар­хиереем в служении, Таинства Церкви, которые он совершает, — действительны и действенны. Благодать Божия, дарованная ему при рукополо­жении в сан, действует на верующего независи­мо от греховности священнослужителя, прохо­дя через него, как через «трубу». Хотя с любого христианина спрос за грехи Господом строгий, но облечённый саном ответит за них сугубо.

Кому много дано, с того много и спросится (Лк. 12: 48). Батюшка, многие говорят, что нет теперь старцев и нет человека, который растолковал бы Св. Писание? Ищи и найдешь; ищи усиленно. Если человек усердно помолится Господу Богу, то после этого всякое малое отроча скажет ему на пользу его душе. А то, что иные будто желали бы найти ру­ководителя, но не находят — говорят те, кото­рые не хотят смириться.

К тому же и враг рода человеческого, который всегда хочет нашей по­гибели, препятствует; знает он, что если кто со смирением будет искать совета у человека опыт­ного в духовной жизни, то этот разъяснит спра­шивающему и откроет коварство врага. Как обращаться к епископу: просто «Владыко» или с прибавлением имени, как у священника: «Владыко Борис»?

К епископу традиционное обращение: «свя-тый Владыко» или просто «Владыко», без произ­несения имени. Как искать руководителя духовной жизни в на­ше время? Для последних времен позднейшие св. отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, не отвергая, впро­чем, весьма осторожный совет с современными отцами и братиями, при тщательном содержа­нии в мыслях и чувствованиях духа смирения и покаяния. «Это делание, — пишет свт.

Игнатий Брянчанинов, — дарованное Богом нашему вре­мени, и мы обязаны с благоговением пользовать­ся даром Божиим, данным нам во спасение»[62] . Почему так много значения придают св. отцы жизни под руководством духовного отца? Кто сам по себе живет, без духовного отца, тот бесплодно живет.

Пусть он и хорошо делает, но совесть в таком случае не может быть у него мирна (так как она умиротворяется от исповеди и откровения). У него должна быть постоянная нерешительность, смутность, а главное, настро­ение своеволия остается то же. Как быть, если руководителя нет? «Правду говорит N ., что ныне нет настоящих руководителей, — отвечал на подобный воп­рос святитель Феофан Затворник.

— Однако ж с одним Писанием и отеческими уроками ос­таваться не следует. Необходимо вопрошение! Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных составят союз и друг друга вопро­шают, ведя жизнь во взаимном послушании со страхом Божиим и молитвою» [63] . Как лучше спрашивать старцев, одного или многих? Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей, и не воп­рошать опять того же самого, потому что са­мый первый ответ идет от Господа, а второй от рассуждения человека в старце.

Всякий вопрошающий принимает на себя знак сми­рения и этим подражает Христу. Святой Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Посему хо­рошо весьма о всем вопрошать, но опытных, а неопытных — опасно, потому что они не име­ют рассуждения. Когда должно отойти от старца? Преподобный Пимен Великий повелел не­медленно разлучиться со старцем, принося­щим душе вред.

Иное дело, когда нет душев­ного вреда, а только помыслы смущающие, от беса, которым не надо повиноваться, как действующим. именно там, где мы получаем душевную пользу. Можно ли искать священства или мона­шества? «Священства добиваться грех, а к монашеству стремиться похвально — и св. отцы искали мо­нашества, а от священства даже уклонялись», — учит старец Варнава Иверский1.

Влечет ли за собой лишение благодати запреще­ние епископа, которое не согласно с волей Божией? Лишь то запрещение епископа влечет за со­бой лишение благодати, которое согласно с волей Божией. Если же этого согласия нет, то не только благодать не отымается и не посыла­ется, но сама церковная жизнь показывает, что все такие действия Церковью не принимаются, хотя бы и совершили их великие Вселенские Соборы и самые православные Патриархи и Синоды[64] .

Как быть, если священник отказался выслушать исповедь? «Если ваш духовник отказывается выслуши­вать вашу исповедь, то можете обратиться к другому» (святитель Феофан Затворник). Почему у некоторых верующих иногда проскаль­зывает ревность, зависть, если обращаешься часто к священнику? «Это случается оттого, когда мы останав­ливаемся много, часто сами не давая отчета, только на личности пастыря; его образ всегда предносится пред нами, сердце наше перепол­нено чувством к нему, как к человеку, Христос же, наш Спаситель, остается как бы в сторо­не.

Вот тогда-то и развиваются среди пасомых ревность, зависть, соперничество, недоброже­лательство. Тогда возможны и следующие яв­ления. Умер любимый пастырь, и мы вообра­жаем, что все потеряно. А где же Христос? Был ли Он у тебя? К сожалению, нет. Если бы Он был, то не случилось бы с тобою такого мало­душия и разочарования» (архиепископ Арсений Жадановский) [65] .

Как быть, если возникло недоброе чувство к духовнику? «При окормлении духовником или старцем у тебя могут возникнуть к нему дурные чувс­тва: подозрения, осуждения, зависти и недоб­рожелательства. Не поддавайся, однако, этим чувствам, борись с ними и не отходи от духов­ника или старца. Если возникло у тебя дурное чувство к духовнику — знай, что последний для тебя полезен, но вот враг задумал тебя от не­го отстранить, удалить.

Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или еще ка­кой-либо недостаток, а тебе и врагу это непри­ятно, вот и подымается у тебя в сердце непри­язнь к духовному отцу» (архиепископ Арсений Жадановский) [66] . Должно ли уходить на покой самому священ­нику? Святитель Феофан Затворник не советовал удаляться на покой.