Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru
Сие есть знак чрезмерной похоти, чтоб как на одушевленные, так и на бездушные вещи не-истовиться. И предельную похоть означает во бдении от нечистых помыслов оскверненну бы-ти истечениями. Что происходит от любодеяния? Вред душе и телу, и совершенная пагуба человеку. Кто бы то ни был зараженный похотением, он лишается благодатного света, помрачается в своем разуме, развращается в воле, теряет стыд и совесть и по плотскому мудрованию своему все делает как изумленный: В злохудожную бо душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повинном греху (Прем. 1: 4).
А таким образом человек этот, лишаясь Божественной помощи и всякой благодатной силы исполнить закон, уловляется злобною хитростию диавола, впадает в разные роды блужения и во многия пороки и беззакония, предается зависти и производит ссоры, брани, убийства, за что и навлекает на себя мщение Господне во временных и вечных казнях. Наконец, скверня себя плотскою нечистотою, заражает неисцельными болезнями свое тело, умирает безвременно, а если без покаяния (о, горе!)
вечному осуждению в геенне огненной: ибо ни блудницы, ни прелюбодеи, ни ма-лакии, ни пияницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6: 9). Что же надобно делать в отвращение этой пагубной страсти? Угождай Господу Богу, а не греховной своей плоти, не бренному телу, которое, сообразно воле Божией, старайся покорять духу.
Блуд и вся-ка нечистота и лихоимство, ниже да именуется в вас, якоже подобает святым (Еф. 5: 3). Для чего так строго надобно удаляться плотской греховной нечистоты? Для того, что никакой блудник или нечист не имать достояния в Царствии Христа и Бога. Не обманывайтесь, - говорит апостол, - ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9-10).
Да, кроме того, многих казнит Господь прежде вечного оного осуждения за греховную плотскую нечистоту, а здесь еще, как например, жителей Содома и Гоморры. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3: 17), — говорит святой апостол Павел. — Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою.
Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6: 19-20). Но легко ли эта страсть побеждается? С великим трудом, но не без возможности. Многие от нее падали, но многие оную побеждали мужественно. «Впрочем победить природу не в нашей состоит силе. И желающий плоть свою преодолеть и победить сам собою всуе течет»[90] .
Здесь все зависит от помощи и благодати Божией, а не от слабых и ничтожных сил человеческих. Но каким образом достигнуть помощи и благодати Божией? Посредством смиренной и искренней молитвы. Предложи Господу Богу немощь естества своего, признавая пред Ним все свое бессилие, и нечувствительно от Него и дар целомудрия получишь, возопий к Тому, кто спасти тебя может, не хитросплетенными словами, но смиренными глаголами: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь».
Тогда восчувствуешь ты могущество Всевышнего и невидимых врагов видимою помощью прогонишь[91] . Одна ли нужна здесь молитва? Нет! Кроме нее необходимы и все те средства, от коих ослабевают силы блудной похоти. Какие это средства, включая сюда и молитву? Любострастными помыслами не услаждайся, но в самом начале отражай их от ума и сердца усердною ко Христу молитвою. Плотскому желанию не повинуйся, но, следуя заповеди Божией, противься ему (желанию) с мужеством. Помыслы и желания свои как можно чаще открывай отцу духовному. Воображай (подумай), что Бог в самом действии греха может погубить тебя. Приводи на ум горькую смерть, Суд Христов, вечные муки и Царство Небесное. Воспоминай обеты свои, данные при Святом Крещении, а если ты инок, то при пострижении в монашество. Избегай праздности и пьянства, и пресыщения, и пребывай всегда в трудах, в молитвах, в чтении слова Божия и других полезных книг, в воздержании, во бдении и во всякой добродетели, строго держась всегда смиренномудрия. Избегай общения с женским полом или обращайся с ним, неизменно руководствуясь страхом Божиим. Всяким хранением храни от греха свое сердце и свои чувства, особливо же слух, зрение и осязание. Люби безмолвие и уединение. Какой способ победы над похотением предлагают святой Нил и святой Максим? «Аще хощеши победить блуд, — говорит первый из них, — возлюби алчбу и жажду, и бдение, и воспоминай смерть, и николиже беседу с женою, и победиши». «Изнуряй плоть свою, — говорит второй, — постом и бдением упражняйся неленостно в пении и молитве, и освящение целомудрия найдет на тя, любовь Божию носящее». Кто же надежнее может победить плоть свою? Тот, кто сам себя отрекся. «Како бо не быти сердцем сокрушенному тому, иже воли своей умре». Каким образом совершается победа над похоте-нием? От лица этой страсти некто говорит так: «Ежели ты мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки. Ежели пресечешь обжорство, то свяжешь мне ноги так, что далее шествовать не возмогут. Ежели прилепишься послушанию, то тем самым от меня разрешишься. Ежели снищешь смиренномудрие, то тем отсечешь главу мою»[92] . Какая страсть самая опасная? Из всех страстей самая опасная для истины и добродетели — зависть. Завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2: 24); завистью же и грех плодится в земной юдоли. Этот один порок порождает многие другие, и особенно опасен он потому, что обладаемые им скрывают его даже от самих себя. Этот непримиримый враг добродетели и заслуг раздражается всем тем, что возбуждает в людях удивление, и не прощает никому и ничему, кроме порока и знатности. Надобно соделаться недостойным всеобщего воззрения, чтобы привлечь к себе его взоры и пощаду.