Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Сие есть знак чрезмерной похоти, чтоб как на одушевленные, так и на бездушные вещи не-истовиться. И предельную похоть означает во бдении от нечистых помыслов оскверненну бы-ти истечениями. Что происходит от любодеяния? Вред душе и телу, и совершенная пагуба чело­веку. Кто бы то ни был зараженный похотением, он лишается благодатного света, помрачается в своем разуме, развращается в воле, теряет стыд и совесть и по плотскому мудрованию своему все делает как изумленный: В злохудожную бо ду­шу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повинном греху (Прем. 1: 4).

А таким образом человек этот, лишаясь Божественной помощи и всякой благодатной силы исполнить закон, уловляется злобною хитростию диавола, впада­ет в разные роды блужения и во многия пороки и беззакония, предается зависти и производит ссоры, брани, убийства, за что и навлекает на себя мщение Господне во временных и вечных казнях. Наконец, скверня себя плотскою не­чистотою, заражает неисцельными болезнями свое тело, умирает безвременно, а если без по­каяния (о, горе!)

вечному осуждению в геенне огненной: ибо ни блудницы, ни прелюбодеи, ни ма-лакии, ни пияницы Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6: 9). Что же надобно делать в отвращение этой па­губной страсти? Угождай Господу Богу, а не греховной своей плоти, не бренному телу, которое, сообразно воле Божией, старайся покорять духу.

Блуд и вся-ка нечистота и лихоимство, ниже да именуется в вас, якоже подобает святым (Еф. 5: 3). Для чего так строго надобно удаляться плотс­кой греховной нечистоты? Для того, что никакой блудник или нечист не имать достояния в Царствии Христа и Бога. Не обманывайтесь, - говорит апостол, - ни блудни­ки, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6: 9-10).

Да, кроме того, многих каз­нит Господь прежде вечного оного осуждения за греховную плотскую нечистоту, а здесь еще, как например, жителей Содома и Гоморры. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3: 17), — говорит святой апостол Павел. — Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою.

Посему про­славляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6: 19-20). Но легко ли эта страсть побеждается? С великим трудом, но не без возможности. Многие от нее падали, но многие оную побеж­дали мужественно. «Впрочем победить природу не в нашей состоит силе. И желающий плоть свою преодолеть и победить сам собою всуе течет»[90] .

Здесь все зависит от помощи и благо­дати Божией, а не от слабых и ничтожных сил человеческих. Но каким образом достигнуть помощи и благода­ти Божией? Посредством смиренной и искренней молит­вы. Предложи Господу Богу немощь естества своего, признавая пред Ним все свое бессилие, и нечувствительно от Него и дар целомудрия получишь, возопий к Тому, кто спасти тебя может, не хитросплетенными словами, но сми­ренными глаголами: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь».

Тогда восчувствуешь ты могу­щество Всевышнего и невидимых врагов види­мою помощью прогонишь[91] . Одна ли нужна здесь молитва? Нет! Кроме нее необходимы и все те средс­тва, от коих ослабевают силы блудной похоти. Какие это средства, включая сюда и молитву? Любострастными помыслами не услаж­дайся, но в самом начале отражай их от ума и сердца усердною ко Христу молитвою.

Плотскому желанию не повинуйся, но, сле­дуя заповеди Божией, противься ему (жела­нию) с мужеством. Помыслы и желания свои как можно чаще открывай отцу духовному. Воображай (подумай), что Бог в самом дейс­твии греха может погубить тебя. Приводи на ум горькую смерть, Суд Христов, вечные му­ки и Царство Небесное. Воспоминай обеты свои, данные при Святом Крещении, а если ты инок, то при пострижении в монашество.

Избегай праздности и пьянства, и пресыще­ния, и пребывай всегда в трудах, в молитвах, в чтении слова Божия и других полезных книг, в воздержании, во бдении и во всякой добро­детели, строго держась всегда смиренномуд­рия. Избегай общения с женским полом или обращайся с ним, неизменно руководствуясь страхом Божиим. Всяким хранением храни от греха свое сердце и свои чувства, особливо же слух, зрение и осязание. Люби безмолвие и уединение.

Какой способ победы над похотением предлага­ют святой Нил и святой Максим? «Аще хощеши победить блуд, — говорит пер­вый из них, — возлюби алчбу и жажду, и бдение, и воспоминай смерть, и николиже беседу с же­ною, и победиши». «Изнуряй плоть свою, — го­ворит второй, — постом и бдением упражняйся неленостно в пении и молитве, и освящение целомудрия найдет на тя, любовь Божию нося­щее».

Кто же надежнее может победить плоть свою? Тот, кто сам себя отрекся. «Како бо не быти сердцем сокрушенному тому, иже воли своей умре». Каким образом совершается победа над похоте-нием? От лица этой страсти некто говорит так: «Ежели ты мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки.

Ежели пресечешь обжорство, то свяжешь мне ноги так, что далее шествовать не возмогут. Ежели прилепишься послушанию, то тем самым от меня разрешишь­ся. Ежели снищешь смиренномудрие, то тем от­сечешь главу мою»[92] . Какая страсть самая опасная? Из всех страстей самая опасная для истины и добродетели — зависть. Завистию же диаволею смерть вниде в мир (Прем. 2: 24)

; завистью же и грех плодится в земной юдоли. Этот один по­рок порождает многие другие, и особенно опа­сен он потому, что обладаемые им скрывают его даже от самих себя. Этот непримиримый враг добродетели и заслуг раздражается всем тем, что возбуждает в людях удивление, и не проща­ет никому и ничему, кроме порока и знатности. Надобно соделаться недостойным всеобщего воззрения, чтобы привлечь к себе его взоры и пощаду.