Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru

И если де­ти видят отца и мать своих дерущимися, ссоря­щимися, оскорбляющими друг друга, ведущими плохие разговоры, то они, как чистые кассеты, «записывают» всё это в себе и, когда придут в возраст, сами того не желая, — наследовав от ро­дителей все страстные состояния, — начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слышали от родителей.

Наибольшая помощь и наилучшее наследие, которое только могут предоставить родители своим детям, — сделать их приёмниками своей доброты, и для этого не нужно особого стара­ния, ибо если малыш видит, что родители име­ют любовь между собой, благородно разговари­вают, разумны, радостны, смиренно молятся и т.п., то тогда, как «копирка», он отпечатывает это в своей душе.

Очень многие родители, весьма любящие своих детей, некоторым образом их портят, не понимая, к сожалению, какой вред наносят им, например, тогда, когда мать, по чрезвычайной плотской любви, обнимая и целуя ребенка, го­ворит ему: «Какой хороший у меня ребенок, самый лучший в мире ребенок» и т.п. Малыш, однако, весьма рано (в возрасте, когда не мо­жет еще этого осознавать)

приобретает, против желания, высокое мнение о себе и, естествен­но, перестает испытывать нужду в благой силе Божией и не умеет ее просить. Так созидается в душе ребенка высокомерие, и весьма многие уносят его с собою в гроб, потому что не могут от него отделаться. Зло — в том, что первыми принимают удар этого высокомерия сами родители, поэтому они и должны быть очень внимательны к духовной жизни, ибо несут ответственность не только за себя, но и за своих детей.

Правда, и у родителей есть «смягчающее» обстоятельство, посколь­ку и они «наследовали» от родителей. Однако они не оправдываются, потому что в сознатель­ный период не позаботились это «наследие» отбросить. Да, они «наследуют» нечто, но они не долж­ны обвинять за это родителей, т.к. самовластны и, если захотят и не станут любить «наследие», смогут его отбросить.

По моему мнению, более достоин похвалы тот, кто оказался «наследником» злого неволь­но и усиленно подвизался отбросить злое, чем тот, кто с малых лет естественно унаследовал от родителей благое и не принуждал себя со­хранить это, потому что один обрел всё приуго­товленным и «убранным», в то время как дру­гой подвизался сам приуготовить благое.

Суд Божий примет сие на вид, если, к примеру, отец у ребенка вор и будет учить дитя воровать — и тот станет в конце концов вором, поскольку не имел доброго произволения и принял «на­следие» отца. Такого ребенка Бог будет судить в какой-то мере со снисхождением, видя, что свою судьбу тот обрел по «милости» родите­лей, когда был еще маленьким и не отличал добра от зла.

Итак, благочестие детям нам нужно давать, так сказать, с молоком матери, а не с твердой пищей, потому что, когда дети еще малы, они подражают родителям, они «списывают» с ро­дителей, как на незаписанную кассету. Именно тогда нужно позаботиться, дабы дети «запол­нили» кассету добротой и любовью. А когда дети подрастут, нужно быть внимательными и действовать с рассуждением и осторожнос­тью, как, например, когда мы заводим часы. Если ослабевает пружина, мы заводим часы постепенно, т.к. есть опасность сломать их и часы тогда станут бесполезными. Мы обязаны осторожно, по-доброму, объяснять ребенку, по какой причине нельзя делать так-то и по­чему надо делать так-то. Не следует постоян­но твердить ребенку: «Не это», «Не то», «Не так», «Не эдак». После того как мы сделаем основное, следует передать «отвертку» Христу для «регулировки», дабы Он уже Сам «довер­нул» какой-нибудь там «винт». Нельзя слиш­ком надеяться на себя и пытаться всё делать самим. Очень помогает воспитанию детей, когда родители считают себя ответственными за все проступки детей, поскольку находят свою собс­твенную жизнь не такой, какой она должна бы быть рядом с Христом, и именно поэтому, на их взгляд, дети их и ведут себя безобразно. Когда родители так смиряются и так искрен­не каются, тогда сподвигается и Всемогущий Христос и бросает сокрушенным родителям «спасательный круг» для спасения, что, кста­ти, спасает и непутевых детей» (старец Паисий Святогорец) [102] . Можно ли обращаться к врачу по той при­чине, что не можешь исполнять супружеский долг? Можно ли лечиться гормональными препа­ратами? Здесь, кажется, лучше положиться на волю Божию, чем прибегать к этому. Развод — это грех. Но что делать, когда муж пьет и нет возможности жить с ним? Церковь разрешает развод только вследствие супружеской   измены[103] ,   причем изменившего Церковь лишает христианского благословения на следующий брак, т.е. не венчает. Пьянство или другие недостатки супруга воспринимаются хрис­тианином как крест, потому что причиной пьянс­тва может быть жена, которая своим поведением подвигает своего супруга к этому болезненному пороку. Вступая в брак, вы давали обещание люб­ви не только в светлые минуты, в минуты вашего счастья, но и обещание не оставлять своего суп­руга в болезни, а пьянство — это тоже болезнь. Поэтому от вас требуется молитвенный подвиг любви за вашего супруга. Развод — это очень лег­кий выход избавления от креста, но сможете ли вы понести крест безбрачия — это вопрос! Можно ли нарушить пост и исполнить супру­жеский долг по желанию маловерного (или неверу­ющего) супруга (супруги)? Если нет, то как посту­пить после очередной просьбы, когда речь идет о поиске партнера на стороне? У святого апостола Павла есть такие сло­ва: Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа... Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в пос­те и молитве, а потом опять будьте вместе, что­бы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7: 2-5).