Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru
Необходимо помнить, что слишком частые и продолжительные посещения могут быть тягостны, утомительны для больных. Как можно утешить тех, кого обокрали или кто сам потерял деньги? Терпеливое перенесение потери сокровищ равносильно добровольной раздаче милостыни. Как вести себя, когда плохое настроение?
Мрачные настроения лучше не показывать другим, насколько это возможно. Как прогнать вражий страх и тоску? Для прогнания вражеского страхования и тоски спасительно читать вслух псалмы Давидовы, ибо они прогоняют демонов. Еще спасительнее от напасти бесовской чтение Святого Евангелия. Можно ли посещать больных, не верующих в Бога?
Посещать больных можно любых, даже неверующих, лишь бы не было вреда душе; в противном случае, при вреде, — не ходить. Скажите, что ради нужды разрешается? Святитель Тихон Задонский говорит, что если бы по необходимой нужде голодному случилось и мясо мертвого коня покушать, то он бы не согрешил. По необходимости Церковь разрешает: священникам — совершать Литургию дома (или в лесу) на антиминсе или без него (
на мученической иконе, разумеется нужда - гонение), отпевать заочно при нужде, причащать рвотных больных маленькой частицей-крупинкой (святой Иоанн Кронштадтский говорит, что и в самомалейшей частице находится весь Христос[116] ). Мирянам — крестить (ради смертной опасности), ослабление поста беременным женщинам, кормящим грудью и находящимся на тяжелых работах, общую исповедь, немощным, больным и старым заменять обет, данный Богу, через духовника другим обетом и т.д.
Можно ли воспользоваться случаем избавиться от неприятностей, когда есть способ устраниться от них? Святитель Феофан Затворник отвечал: «Тесноты от Бога... терпим и благодарим. Но если под руками есть способы устраниться от них и это от Бога, и никакого нет греха воспользоваться ими и высвободиться из-под теснот»[117] .
Как же могут власти и начальство быть от Бога, когда мы видим, что плохие начальники встречаются более чем часто? «Учреждение власти есть дело Божие, а то, что к ней допускаются люди порочные и пользуются не так, как должно, зависит от испорченности людей» (святитель Иоанн Златоуст) [118] .
Можно ли отомстить за обиду еврею-нехристю? Не советую тебе мстить. Хотя еврей и нехристь, но все же он нам ближний; может быть, он изменится так же, как Савл, который, приняв христианство, сделался Павлом. Мы должны оставлять Господу Богу отмщение за те обиды, которые наносят нам ближние; Он воздает всякому по делам его, а наше дело — простить оскорбителя.
Для этого представляю тебе следующий пример: «Один инок, будучи обижен другим иноком, пришел к старцу и, рассказав, что и как между ними происходило, с гневом воскликнул: «Не премину отомстить ему!». Сколько старец ни уговаривал его, сколько ни советовал ему, чтобы он мстить за себя предоставил Богу, огорченный инок не слушал его и беспрестанно повторял: «Не могу быть спокоен, пока за оскорбление не воздам оскорблением». Оплакивая заблуждение инока, старец несколько умолк, потом сказал ему: «Время молитвы; принесем, любезный брат, жертву Богу». Старец встал и начал читать следующее: «Господи Боже наш! Мы на Тебя не уповаем; не пекись о нас, не мсти за нас; мы сами все начнем и кончим». Услышав сие, инок ужаснулся и пал в ноги старцу. «Не хочу иметь ссоры с моим братом, — сквозь слезы говорил он, — не хочу мстить ему». Потом, обратясь к Богу, воскликнул: «Един мститель неправды! Прости мое согрешение!» Старец, веселясь о покаянии инока, сказал ему: «Будь уверен, сын мой, что претерпевший досаду без труда спасется; тот же, кто гневается на брата своего, тот погубля-ет всю свою добродетель и работает диаволу» (Пролог, 20 июня). Вот и ты так делай! Положись на Господа, и Он Сам накажет за твою обиду. Сколько надо терпеть? Область терпения широка и продолжается в течение всей жизни человека, равно как объемлет собой все судьбы человечества в этом мире. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол. Выйдя из терпения, он тотчас подвергается опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига; а без подвига нет добродетели или дарования духовного, нет спасения. Ибо Царство Небесное силою берется (Мф. 11: 12). Можно ли найти истинное и полное утешение в дружбе? Утешение есть дар небес, и от небес только, из дальних стран горнего отечества нашего, можно получить оное. А потому не друг наш утешает нас, но Бог посылает нам друга или в утешение, когда мы в огорчении, или на вспоможение, когда находимся в нужде, или для уврачевания, когда мы больны, или в исцеление, ежели уязвлены, или для советов, когда в недоумении и не знаем, на что решиться[119] . Чем согреть охладевшую душу? Словом Божиим, молитвой, смиренным, покаянным и благодарным в отношении к Богу чувствованием сердца — во всех изменениях не только внешнего состояния, но и внутреннего. Можно ли отомстить обидевшему меня, если представился такой случай? «Когда враг впадает в руки твои, то почитай это временем не наказания его, а спасения.