Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru

Оптинский старец Иосиф говорил, что без дерева и листьев, и плодов не будет[123] . Св. отцы говорят, что сперва обязательно надо прохо­дить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот впадает в искушения, подобные тому, что случилось со святителем Никитой Новгородским: по­добно преподобному Исаакию Затворнику, он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали на­стоятель и братия не делать этого. И бесы пору­гались над ним[124] .

В чем заключается терпение? Терпение есть непрерывающееся благодушие. Почему важно окружать себя назидательными предметами в доме и везде, где бываешь? Потому, что каждый предмет в мире и всякое впечатление от предмета вызывают в человеке те или другие мысли, чувствования и желания той или другой деятельности.

Вот почему надо окружать себя тем, что тебя назидает, избегать даже тех предметов, которые не производят ху­дых мыслей и чувств, но отвлекают от главного — спасения души и стремления к Богу... Раньше комната христианина всем назидала. На сте­нах были прибиты листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из Св. Писания, множество икон, картина Страшного Суда, фотографии старцев, духовников, схим­ников, подвижников, монастырей и храмов.

Что-то мне кажется — я много учу других, как жить. Полезно ли это для моего спасения? «Учить ближнего столько же противно сми­ренномудрию, как и обличать его» (святой Пимен Великий)[125] . Как же ныне можно спастись, когда совсем уже не видим подвигов, которыми сияли древние отцы? «Если потерпишь (болезнь или скорби)

и будешь благодарить Господа, то благодарение вменится тебе вместо подвига» (преподобный Варсонофий Великий) [126] . Что значит «смирение»? Смирение мыслится как добродетель: страх Божий, глубокое познание своего ничтожест­ва, изменение взгляда на ближних (причем они без всякого принуждения кажутся так смирив­шемуся превосходнее его во всех отношениях)

; ненависть к похвале человеческой; постоянное обвинение и укорение себя, правота и прямо­та, беспристрастие; желание распять себя ми­ру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов (скромных по принуждению или умыслу и навыку притворяться); отвержение мудрости земной, как непотребной для неба; презрение всего, что в человеках высоко и мерзость пред Богом; оставление словооправдания, молчание пред обижающим; отложение всех собствен­ных умствований и отвержение собственного разума.

Что я могу сделать, чтобы исправить мою не­хорошую жизнь? Помогите мне ответом на мой вопрос. Стать истинным православным христиа­нином. Читать Евангелие и жить по Его заве­там. Обязательно начинать нужно с покаяния. Раскаяться во всех грехах и дать Богу обещание, что постараетесь больше к грехам не обращать­ся. И обязательно усердно молитесь Богу, чтобы Он помог вам в вашем прекрасном намерении утвердиться. Мне 17 лет.

Вот уже два месяца я являюсь прихожанином Свято-Казанского храма. Я чи­таю Новый Завет, изучаю Закон Божий. У ме­ня есть друзья, которые тоже хотят пойти по этому пути. Напишите, пожалуйста, с чего им начать? Вы правильно начали, пусть последуют за вами и ваши друзья. Но вам необходим руково­дитель, духовник; попробуйте переговорить об этом со своим священником. Как стремиться и что нужно делать человеку, чтобы сердце его становилось чистым? Это и есть цель всей духовной жизни, це­леустремленность к главной цели. Для этого-то и существует Церковь со всем ее многооб­разием духовного опыта. Книга «Невидимая брань» старца Никодима и книга епископа Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»; другие духовные книги помогают человеку в этом духовном опыте. Вот говорят, когда у человека что-то случит­ся, «судьба, от судьбы далеко не уйдешь», так вы­ходит, что человек должен жить пассивно, ни­чего не предпринимая, ни о чем не мечтая, зная, что это пустое дело, судьба все сделает, у челове­ка же руки просто опускаются, или же человеку все-таки какая-то свобода дана в выборе его дейс­твий, ведь тогда зачем же ему Суд Страшный устраивается Богом после его смерти? Ведь если судьба, за что же его судить, если, не успев ро­диться, она ему уже начертана, и потом, если она плохая, мало человек промучается в жизни, так еще и на суд его за это. Или же человек сам выбирает свою судьбу своими действиями? В об­щем, этот вопрос меня очень волнует. Должен человек жить пассивно, ничего не предпринимая, потому что судьба за него все решает, или же он должен непрестанно действовать, к чему-то стремиться? Вы очень хорошо, хотя и многословно, сформулировали вопрос о судьбе, с учением о которой христианское мировоззрение не имеет ничего общего. Церковь не признает учение о судьбе. Только свободный выбор воли может получать нравственную оцен­ку. Если же что-либо предопределено зара­нее, то о суде над человеком не может быть и  речи.   Иногда  смешивают христианское учение о предвидении будущего с судьбой. Есть законы физические — законы материи, нарушение которых может приводить че­ловека даже к гибели. И есть законы духа — Божественные законы, нарушение которых может привести к гибели, но уже не только тела, а самое главное, к гибели души. Обладая определенной информацией, любой человек более или менее верно может предсказать будущее, а тем более Господь, Который обла­дает полнотой информации. Он предвидит будущее всех нас. Истинное покаяние может изменить будущее христианина самым кар­динальным образом. Об этом мы читаем в Библии: Царь Иосия пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим законы Его. Раздрав на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости (2 Пар. 34: 26-28).