Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru
Эти несчастья Господь попускает нам, любя нас. Господь сказал: соберите сокровища ваши на небе, где они не заржавеют и моль не изъест (см. Мф. 6: 20), но мы сего не исполняем. Тогда Господь, подобно любящей матери, которая купает своего ребенка, хотя он и плачет, заботясь о нашей вечной жизни, попускает украсть у нас вещи и т.п. Но кто будет тужить и не прощать тому, кто украл вещи или иным образом повредил нам, тот прогнев-ляет Бога.
Господь не сказал в Евангелии: скорбите, проклинайте обидящих вас — и получите награду на небесах, но сказал: если простите, то и прощены будете, имение ваше сторицей возвратится вам. Как переносить напрасные обиды? Монах Моисей спросил своего послушника Захарию: «Как мне спасти свою душу?» Захария ответил: «Тебе ли спрашивать меня?».
Моисей сказал ему: «Истинно говорю тебе, когда ты молишься, то я вижу над тобою Дух Святой». Тогда Захария снял с себя шапку и стал мять ее ногами; потом спросил: «Что мне ответила эта шапка?» — «Ничего», — отвечал Моисей. «Так и ты поступай — и спасешься; ибо для спасения нам должно переносить в жизни напрасные обиды»[122] . О спасении и добродетелях Зачем вообще нужны подвиги?
Общее назначение подвигов — не жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, самости и уничижения ближних. Если наши благочестивые упражнения не имеют этой цели, то, при благочестивой видимости, они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека. Почему до тех пор, пока я вел безбожную жизнь, у меня дела шли нормально, с родными и друзьями отношения были хорошие и неприятности редко случались.
А после крещения, регулярной исповеди и стремления оставить дурные привычки обстоятельства начали меняться к худшему и отношения со многими испортились? Не скорби, что некоторые из родных и близких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и, чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться. Бог терпел и нам велел.
Надо ли православному христианину ставить перед собой задачу и стремиться к тому, чтобы получить дар прозорливости и чудотворений, чтобы потом помогать людям? Это мысль вражеская. Цель христианина — победить свои худые привычки и угодить Богу через исполнение Его заповедей и делание добра с помощью Бога. Что делать в случае, если не хочется кому-либо подавать милостыню (
отталкивающая внешность, настроение плохое, т.е. причина, не уважительная для отказа)? Подать, но немного, чтобы не было скупости. Многие говорят: не важно наружное благочестие — важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они?
Оптинский старец Иосиф говорил, что без дерева и листьев, и плодов не будет[123] . Св. отцы говорят, что сперва обязательно надо проходить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот впадает в искушения, подобные тому, что случилось со святителем Никитой Новгородским: подобно преподобному Исаакию Затворнику, он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали настоятель и братия не делать этого. И бесы поругались над ним[124] . В чем заключается терпение? Терпение есть непрерывающееся благодушие. Почему важно окружать себя назидательными предметами в доме и везде, где бываешь? Потому, что каждый предмет в мире и всякое впечатление от предмета вызывают в человеке те или другие мысли, чувствования и желания той или другой деятельности. Вот почему надо окружать себя тем, что тебя назидает, избегать даже тех предметов, которые не производят худых мыслей и чувств, но отвлекают от главного — спасения души и стремления к Богу... Раньше комната христианина всем назидала. На стенах были прибиты листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из Св. Писания, множество икон, картина Страшного Суда, фотографии старцев, духовников, схимников, подвижников, монастырей и храмов. Что-то мне кажется — я много учу других, как жить. Полезно ли это для моего спасения? «Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его» (святой Пимен Великий)[125] . Как же ныне можно спастись, когда совсем уже не видим подвигов, которыми сияли древние отцы? «Если потерпишь (болезнь или скорби) и будешь благодарить Господа, то благодарение вменится тебе вместо подвига» (преподобный Варсонофий Великий) [126] . Что значит «смирение»? Смирение мыслится как добродетель: страх Божий, глубокое познание своего ничтожества, изменение взгляда на ближних (причем они без всякого принуждения кажутся так смирившемуся превосходнее его во всех отношениях); ненависть к похвале человеческой; постоянное обвинение и укорение себя, правота и прямота, беспристрастие; желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов (скромных по принуждению или умыслу и навыку притворяться); отвержение мудрости земной, как непотребной для неба; презрение всего, что в человеках высоко и мерзость пред Богом; оставление словооправдания, молчание пред обижающим; отложение всех собственных умствований и отвержение собственного разума. Что я могу сделать, чтобы исправить мою нехорошую жизнь? Помогите мне ответом на мой вопрос. Стать истинным православным христианином. Читать Евангелие и жить по Его заветам. Обязательно начинать нужно с покаяния. Раскаяться во всех грехах и дать Богу обещание, что постараетесь больше к грехам не обращаться. И обязательно усердно молитесь Богу, чтобы Он помог вам в вашем прекрасном намерении утвердиться. Мне 17 лет.