Валентин Мордасов /Что посоветуете, батюшка?/ Библиотека Golden-Ship.ru
Я себя считаю недостойной причащения Св. Таин и поэтому один раз в год только причащаюсь; права ли я? Достойны или недостойны мы приступать к причащению Св. Таин, Тела и Крови Христовой — об этом судить предоставлено священникам при Таинстве Покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от Причащения подобны еретикам и язычникам.
Как избежать искушений перед Причастием? Перед Причастием враг искушает душу нашу; но прибегайте скорей к Богу — и Господь поможет вам и изгонит врага из сердца. Как мне быть, когда я не знаю, крестили ли меня в детстве или нет? Надо креститься, но с условной формой: «Аще не крещен». Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?
Судя по тому, что больной, над которым совершается Таинство Елеосвящения, должен перед елеосвящением приготовиться исповедью, а по совершении Таинства причащаться, нужно думать, что елеосвящение над человеком без сознания невозможно. Почему иногда глумятся над тем, кто часто исповедуется? «Враг человеческого спасения излил свою злобу на работающих Господу Богу, — отвечал иеросхимонах Александр Гефсиманский.
— Он понимает великую пользу для души, какую приобретает человек через исповедание своих дел. Но поверь несомненно: на общей исповеди в один раз где же все припомнить, все недостатки, чтобы получить достойное врачевание всех душевных пороков? Это много удобнее при постоянном наблюдении над собою и постоянной исповеди своему духовнику». Все мы, без исключения, можем подражать этому пустыннику!
О грехах В образцах исповеди часто употребляется слова «поздноядение», «раноядение», «скверностяжатель-ство», «смехотворство», «гортанобесие» — объясните, что это значит? Поздноядение — это вкушение пищи после захода солнца. Раноядение — вкушение пищи до обедни. Скверностяжательство — это когда человек творит скверный (неправедный) прибыток.
Смехотворство — смеяться самому и вызывать смех у других, шутить, рассказывать анекдоты. Гортанобесие — долгое удерживание приятной пищи во рту, когда вы не решаетесь проглотить ее, наслаждаясь вкусом. Что же: пища, деньги и слава — грех? Не пища зло, а чревоугодие; не деньги, а сребролюбие; не слава, а тщеславие; в сущности зло происходит от злоупотребления, говорит преподобный Максим Исповедник[162] .
Что значит умалять на исповеди грехи? Берегитесь на исповеди говорить: «Враг попутал.», «Слабый.», «Немощный.», «Гневаюсь — потому что раздражают», «В церковь не хожу — потому что ноги болят». Грешно так самооправдываться и умалять свои грехи. Самооправдание внушает диавол, а кто говорит «простите», тот опаляет демонов.
Однажды у Пимена Великого спросили, что самое мерзкое пред Богом. Святой отвечал: «Когда человек сам себя оправдывает»[163]. Самооправдание низводит человека в ад, отсечение же его приводит в умиление[164] . Можно ли записывать небольшие грехи для покаяния перед духовником? Непременно нужно з а п и с ы в а т ь всякий, хотя и маленький грех, как вспомнишь, а потом покаяться. Есть ли работы греховные? Да, есть работы греховные или с грехом пополам: торговать водкой, сигаретами, быть актрисой, делать аборты, писать или печатать греховную литературу и т.п. Есть работа, которая на первый взгляд безобидна, но тем не менее греховна. Например, хорошо ли работать библиотекарем? Это смотря при каких книгах состоять. Если при св. книгах, то и дело святое и доброе, да и для своей души полезное. А если страстные романы или, еще того хуже, антирелигиозная литература, то такая работа греховна; ее надо постараться переменить на другую. Или работа парикмахера, которая неизбежно связана с греховной модой, маникюром. К сожалению, многие мирские работы в наше время связаны с грехами, и в этих грехах надо каяться на исповеди. Что такое «прелесть»? Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях — опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею — и это прелесть. Св. отцы различают два рода духовной прелести в ее крайнем развитии. Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Матерь Божию, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений. Второй род прелести — это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением. Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, т.е. на том самом грехе, коим пал первый ангел. Вот почему сатана так стремится вовлечь в духовную гордость всех рабов Божиих. Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого; не дай Бог возомнить о себе что либо высокое, что ты, например, отличаешься от других, что твоим подвигам удивляются, что ты влияешь на людей и т.п. Чтобы избежать духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здравое, духовное настроение, а также постоянное общение с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.