Valentin Mordasov /What do you advise, Father?/ The Library Golden-Ship.ru THE GRACE-FILLED WORD OF THE ASCETICS OF PIETY: WHAT DO YOU ADVISE, FATHER? Answers to the Difficulties of Everyday Christian Life and Church Piety MOSCOW 2011   Orthodox Library Golden Ship, 2012 UDC 248 BBK 86.

Я себя считаю недостойной причащения Св. Таин и поэтому один раз в год только причащаюсь; права ли я? Достойны или недостойны мы присту­пать к причащению Св. Таин, Тела и Крови Христовой — об этом судить предоставлено священникам при Таинстве Покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от Причащения подобны еретикам и язычникам.

Как избежать искушений перед Причастием? Перед Причастием враг искушает душу нашу; но прибегайте скорей к Богу — и Господь помо­жет вам и изгонит врага из сердца. Как мне быть, когда я не знаю, крестили ли меня в детстве или нет? Надо креститься, но с условной формой: «Аще не крещен». Можно ли соборовать больного, когда он без со­знания?

Судя по тому, что больной, над которым со­вершается Таинство Елеосвящения, должен пе­ред елеосвящением приготовиться исповедью, а по совершении Таинства причащаться, нужно думать, что елеосвящение над человеком без со­знания невозможно. Почему иногда глумятся над тем, кто часто ис­поведуется? «Враг человеческого спасения излил свою злобу на работающих Господу Богу, — отвечал иеросхимонах Александр Гефсиманский.

— Он понимает великую пользу для души, ка­кую приобретает человек через исповедание своих дел. Но поверь несомненно: на об­щей исповеди в один раз где же все припом­нить, все недостатки, чтобы получить достой­ное врачевание всех душевных пороков? Это много удобнее при постоянном наблюдении над собою и постоянной исповеди своему духовнику». Все мы, без исключения, можем подражать этому пустыннику!

О грехах В образцах исповеди часто употребляется слова «поздноядение», «раноядение», «скверностяжатель-ство», «смехотворство», «гортанобесие» — объясни­те, что это значит? Поздноядение — это вкушение пищи пос­ле захода солнца. Раноядение — вкушение пи­щи до обедни. Скверностяжательство — это когда человек творит скверный (неправед­ный)  прибыток.

Смехотворство — смеяться самому и вызывать смех у других, шутить, рас­сказывать анекдоты. Гортанобесие — долгое удерживание приятной пищи во рту, когда вы не решаетесь проглотить ее, наслаждаясь вкусом. Что же: пища, деньги и слава — грех? Не пища зло, а чревоугодие; не деньги, а сребролюбие; не слава, а тщеславие; в сущ­ности зло происходит от злоупотребления, говорит преподобный Максим Исповедник[162] .

Что значит умалять на исповеди грехи? Берегитесь на исповеди говорить: «Враг по­путал.», «Слабый.», «Немощный.», «Гне­ваюсь — потому что раздражают», «В церковь не хожу — потому что ноги болят». Грешно так самооправдываться и умалять свои грехи. Самооправдание внушает диавол, а кто говорит «простите», тот опаляет демонов.

Однажды у Пимена Великого спросили, что самое мерзкое пред Богом. Святой отве­чал: «Когда человек сам себя оправдывает»[163]. Самооправдание низводит человека в ад, отсе­чение же его приводит в умиление[164] . Можно ли записывать небольшие грехи для пока­яния перед духовником? Непременно нужно з а п и с ы в а т ь всякий, хотя и маленький грех, как вспомнишь, а потом покаяться.

Есть ли работы греховные? Да, есть работы греховные или с грехом по­полам: торговать водкой, сигаретами, быть ак­трисой, делать аборты, писать или печатать греховную литературу и т.п. Есть работа, кото­рая на первый взгляд безобидна, но тем не ме­нее греховна. Например, хорошо ли работать библиотекарем? Это смотря при каких книгах состоять. Если при св.

книгах, то и дело святое и доброе, да и для своей души полезное. А если страстные романы или, еще того хуже, антире­лигиозная литература, то такая работа грехо­вна; ее надо постараться переменить на другую. Или работа парикмахера, которая неизбежно связана с греховной модой, маникюром. К со­жалению, многие мирские работы в наше время связаны с грехами, и в этих грехах надо каяться на исповеди. Что такое «прелесть»?

Каждый человек при своей немощной, гре­ховной природе в большей или меньшей сте­пени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях — опять прелесть. Принял похва­лу, усладился ею — и это прелесть. Св. отцы раз­личают два рода духовной прелести в ее край­нем развитии.

Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Матерь Божию, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений. Второй род прелести — это когда человек во­зомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнени­ем.

Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, т.е. на том самом грехе, коим пал первый ангел. Вот почему сатана так стремится вовлечь в ду­ховную гордость всех рабов Божиих. Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести.

Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого; не дай Бог возомнить о себе что либо высокое, что ты, на­пример, отличаешься от других, что твоим под­вигам удивляются, что ты влияешь на людей и т.п. Чтобы избежать духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, со­здает в нас здравое, духовное настроение, а так­же постоянное общение с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.