Кривельская Н.В.

По информации журнала «Профиль», госсекретарь США М Олбрайт незадолго до принятия Федерального закона посетила Россию. На встрече с Патриархом Алексием II она обратилась к нему с просьбой не противиться активной деятельности западных религиозных сект. По мнению госпожи М. Олбрайт, это явилось бы наглядным подтверждением приверженности России идеалам западной свободы и демократии. Реакция Патриарха была отрицательной, он заявил: В России сегодня действует огромное количество зарубежных церквей, приходов и сект, деятельность многих из которых носит тоталитарный и деструктивный характер. Они применяют методики зомбирования и гипноза. Прибегают к помощи психотропных средств. Таким образом подавляется личность.

С нашей точки зрения, задача сейчас состоит в том, чтобы вернуть человеку гарантированное Конституцией, федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации состояние защищенности его интересов в сфере духовных отношений, а также обеспечить неуязвимость и независимость религиозных интересов личности от возможных внешних и внутренних угроз и воздействий.

1 Патриарх Алексий II Разрушенные храмы ? как наши разрушенные Души // Профиль. 1997. № 35. СП.

  

Глава I. Религиозная ситуация в России.

 

Некоторые проблемы государственно-религиозных отношений

На федеральном уровне сегодня никто не владеет объемной и достоверной информацией о религиозной ситуации в России. Отсутствуют механизмы и каналы её получения, не поступает информация и из первоисточника ? религиозных организаций. Мы можем лишь опираться на сведения, полученные от субъектов Российской Федерации, которые, как правило, скупы и лаконичны. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», принятый в 1990 г., освободил религиозные организации от государственной опеки, обеспечил право граждан на свободное изъявление своих религиозных чувств, на распространение религиозных взглядов и убеждений. Пожалуй, впервые за все годы существования российского государства свобода вероисповедания стала объективной реальностью. Вместе с тем закон, появившийся в обстановке социально-экономической, политической и идеологической нестабильности, отсутствия готовности и Церкви, и общества, и государства реализовать право на безграничную свободу совести, породил некоторые сложности в религиозной ситуации, проблемы в государственно-церковных отношениях. В связи с этим приведем немного цифр, которые, как говорил один из древних мыслителей, не управляют миром, но показывают, как управляется мир. На момент принятия Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» пропорции между конфессиями в Российской Федерации ? тогда одной из республик СССР ? выглядели; следующим образом: из 6,7 тыс. религиозных объединений около 57% составляли православные объединения (в том числе 4% ? старообрядческих толков), 28 ? протестантские (из них 15% ? евангельских христиан-баптистов), 14 ? мусульманские, 0,5 ? римско-католические, 0,5 ? иудаистские, 0,2% ? буддистские объединения. Из «новых» религий были представлены лишь кришнаиты и мормоны (по одной общине). Количество религиозных направлений, которое тогда ещё можно было подсчитать с достаточной точностью, не превышало 30. С момента принятия Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» количество религиозных объединений, зарегистрировавших свои гражданские уставы (включая монастыри, братства, миссии, учебные заведения), возросло более чем в два раза и к началу 1998 г. достигло почти 14,5 тыс. Из них около 57% составили православные объединения (в том числе более 2% ? различных старообрядческих толков), около 20 ? протестантские, почти 19 -мусульманские, более 1 ? римско-католические, 1 ? буддистские, 0,5% ? иудаистские объединения. Таким образом, рост числа объединений произошел у мусульман, католиков и буддистов России. При этом надо иметь в виду, что среди части религиозных организаций сохраняется тенденция действовать без получения прав юридического лица, ? следовательно, они не попадают в статистику Минюста России. На основании данных субъектов Российской Федерации можно говорить о существовании в стране от тысячи до трех тысяч религиозных объединений, не зарегистрировавших свои гражданские уставы в органах юстиции. К ним относятся общины, представляющие как отечественные, так и зарубежные конфессии. Руководители отдельных новых религий, создав общину, зарегистрированную в органах власти, нередко считают её Поместной церковью, действующей в пределах региона, и на этом основании открывают десятки филиалов без прав юридического лица. Таким образом, в настоящее время можно говорить примерно о 16-18 тыс. религиозных объединений, действующих на российской территории. Значительно возросло и конфессиональное многообразие: на сегодняшний день в стране представлено около 60 направлений, которые отличаются друг от друга вероучительными взглядами. Однако эта цифра весьма условна, ибо сомнительной представляется конфессиональная идентификация таких религиозных организаций, как, например, церковь «Дом горшечника» в Костроме или «Часовня на Голгофе» в Омске. Подобных религиозных формирований с причудливыми названиями и эклектическими воззрениями действует в России великое множество.