Святитель Григорий Нисский   О надписании псалмов Оглавление Книга 1. (О целях написания Псалмов) 1 Предисловие к другу . 1 Глава 1. (Человеческое блаженство – есть уподобление Божеству) 1 Глава 2. (О различных родах жизни и о том, что порок услаждает чувство, а добродетель веселит душу) 2 Глава 3. (

Святитель Григорий Нисский   О надписании псалмов Оглавление Книга 1. (О целях написания Псалмов) 1 Предисловие к другу . 1 Глава 1. (Человеческое блаженство – есть уподобление Божеству) 1 Глава 2. (О различных родах жизни и о том, что порок услаждает чувство, а добродетель веселит душу) 2 Глава 3. (

О сладкозвучии, слагаемости из противоположностей, сторойности псалмов) 2 Глава 4. (О том, что в псалмопениях показано, как добродетель ясными признаками отличается от порока) 4 Глава 5. (О том, что весь состав псалмов делится на пять частей) 5 Глава 6. (Толкование 72 псалма ст.22-28) 6 Глава 7. (Толкование 89 псалма) 7 Глава 8. (Толкование 106 псалма) 10 Глава 9. (Толкование 150 псалма) 14 Книга 2. (

О различных надписаниях и о порядке псалмов сообразном с восхождением души) 15 Глава 1. (Перечисление различных надписаний) 15 Глава 2. (О надписании «в конец» и ему подобных) 16 Глава 3. (О надписаниях: «псалом», «песнь», «хвала» и «молитва») 17 Глава 4. (О надписании «о изменитися хотящих») 18 Глава 5. (

О надписаниях: « о тайных», « о наследствующей», « о заступлении утреннем», «о осмей», «о точилех») 19 Глава 6. (О надписаниях: «о Маелефе», «исход скинии», « о обновлении дому Давидова», «изступления», «в воспоминание», «исповедание», «столпописание», «да не растлиши») 20 Глава 7. (О надписании «аллилуия») 21 Глава 8. (

О ненадписании у евреев некоторых псалмов, в частности 32,42, 93) 22 Глава 9. (О ненадписании у евреев некоторых псалмов, в частности 94,95,96,98,103) 25 Глава 10. (Исследование слова «диапсалма») 27 Глава 11. (О порядке псалмов и о порядке восхождения душ человеческих) 29 Глава 12. (После удаления от зла ублажается познание добра, а также толкование псалмов 47,48) 31 Глава 13. (Толкование 51, 52, 53, 54 псалмов) 33 Глава 14. (Толкование 55 и 56 псалма) 37 Глава 15. (Толкование 57 псалма) 41 Глава 16. (

О значении слова «тщепогребальная» и толкование 58 псалма) 43     Книга 1. (О целях написания Псалмов)     Предисловие к другу   Со всею готовностью принял я твое, человек Божий, приказание, и меня, и тебя равно вызывающее на труд, и вникал в надписания псалмов. Ибо сего и требовал ты от нас — исследовать усматриваемый в них смысл, чтобы для всех сделалось явным, что может в них руководить нас к добродетели.

Посему, с великим вниманием перечитав всю книгу псалмов, признал я необходимым не исследованием надписании начать, но касательно всего вообще псалмопения изложить наперед некоторый способ к ис­кусному уразумении мыслей, по которому естественным образом уяснится для нас понятие о надписаниях. По­чему, прежде всего надлежит уразуметь цель сего Писания, к чему она клонится; потом, в след за сим, рассмотреть то направление мыслей к предположенно­му, какое показывают и порядок, удобно служащий к познанию цели, и отделы всей книги, определяемые осо­быми некиими очертаниями при пятичастном разделении всего заключающегося в псалмах пророчества.

По предварительном же в надлежащей мере уразумении сего соделается для нас понятнее польза, извлекаемая из надписаний и раскрываемая уразумением наперед исследованного. Поэтому с сего должно начать обозрение.     Глава 1. (Человеческое блаженство – есть уподобление Божеству)   Конец добродетельной жизни — блаженство. Ибо все, в чем тщательно преуспеваем, непременно, что-нибудь имеете целью. И как у врачебного искусства в виду здравие, а цель земледелия — заготовление потребного для жизни: так приобретение добродетели служит к тому, чтобы живущему добродетельно соделаться блаженным; это — верх и предел всего, что умопредставляем себе как благо. Посему и то, что, в подлинном и собственном смысле, усматрива­ется и умопредставляется под сим высоким понятием, справедливо будет называться естеством Божественным. Так и великий Павел именует Бога, всем богословским именованиям предпоставив имя: Блаженный, когда в одном из послании выражается такими словами: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!» (1 Тим. 6, 15. 16). Все сии высокие понятия о Божестве, по моему рассуждению, могут служить определением блаженства. Если кого спросят, что такое блаженство, то не погрешит, в ответе благочестивом последовав слову Павлову и сказав: блаженно, что в собственном смысле и первоначаль­но так называется, или превысшее всего естество; а в людях некоторым образом делается и именуется блаженным, что таково по причастию истинно Сущего и принадлежит в них естеству того, чего они причастны. Посему вот определение человеческого бла­женства: оно есть уподобление Божеству. И как, что истинно благо, или превыше блага, то одно и блаженно и вожделенно для естества, и причастием сего все делается блаженным, то Божественное псаломское Писание в некоей благоискусной и естественной после­довательности прекрасно указует путь к сему едино­му, в простом, по видимому, и бесхитростном учении разнообразно и многоразлично излагая способы к приобретению блаженства. Посему и из самого первого псалма можно заимствовать мысль о сем предмете, так как слово, деля добродетель тречастно, каждому отделу, в приличной некоей соразмерности, приписы­вает блаженство, ублажая то отчуждение от зла, как служащее началом стремления к лучшему, то за сим поучение в высшем и Божественнейшем, как про­изводящее уже навык к лучшему, то наконец чрез сие в совершенных достигающее до преспеяния уподобление Божеству, ради которого и предшествующие состояния называет блаженными, последнее же гадательно разумеется под образом присноцветущего древа; ему уподобляется усовершенная добродетелью жизнь.     Глава 2. (О различных родах жизни и о том, что порок услаждает чувство, а добродетель веселит душу)   Чтобы иметь нам точнейшее сведение об учении о добродетелях, какое преподается во всем псаломском руководстве, хорошо будет, как бы некое ис­кусственное слово в последовательном порядке изложив наперед для себя самих, подробно определить прежде всего, как возможно любителю добродетель­ной жизни пребывать в добродетели.