Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Можно ответить: не веришь — твое дело, Он же от этого не перестанет быть. И самое страшное, что Суд от этого тоже не исчезнет. Это, конечно, «хороший» принцип, принцип страуса — спрятать голову в песок. Догмат Троицы внутренне непротиворечив, то есть мы не говорим, что Бог Троичен по сущности и Един по сущности, — это было бы логическое противоречие.

Мы не говорим, что Он Троичен по Личности и Един по Личности, — это тоже было бы логическое противоречие. Но мы знаем, что Он Троичен: три Личности, три «Я», три Самосознания, и одна Сущность. И все три — Един Бог, Одно Царство, Одна Слава, Одно Могущество, Одна Держава, Одна Власть. Итак, мы верим в три Личности. Первая Личность — это Отец. Имя Его — Отец.

Причем слово, как говорит святой Кирилл Александрийский, имя Отец больше, чем имя Бог. Почему? Потому что Бог — Отец вне зависимости от творения. Он — вечный Отец. Можно быть отцом без детей? Бездетным отцом можно быть? Нет, конечно. Поэтому Бог Отец всегда имеет Сына. Очень важно помнить, что Сын рожден Отцом без матери. Многие думают, ошибочно думают, у мусульман некоторых есть идея, что христиане будто бы считают, что Он плотской Сын Отца. Это глупость.

Бесплотный Отец рождает бесплотного Сына. Иисус Христос, Сын Божий, Его другое имя — Логос, Сын, Слово. Он — Слово Отца. Как наш ум выражает себя в слове, можно сказать, что наш разум порождает слово, так и Отец порождает Сына, Который является вечным Самооткровением Отца. Отец — безначален, Он не имеет никакого начала. Не только в смысле времени, в смысле времени не имеет начала ни одна из Личностей Божественных — Предвечный Отец, Предвечный Сын, Предвечный Дух Святой. Они все вечные. Они все святы. Они все совершенны.

Но не имеет начала и в смысле происхождения. Отец — источник бытия Сам по Себе. Он соединяет жизнь в Самом Себе, как сказано в Слове Божием. Он обладает всей полнотой Божественной природы и всю ее дает в рождении Сыну. Бог Сын, Слово Отца — вечное Откровение Отца, печать образа Отца, икона Отца вечная, сияние Его Славы, Свет, от Света Воссиявший. Он вечно рожден от Отца. Или рождается. — Почему и рожден, и рождается?

— Рожден, поскольку всегда совершенен, в Нем нет никакого течения, никакого процесса. А рождается — потому что Он вечно от Отца. То есть, Он не оторвался от Отца в рождении. Вот у нас в рождении как происходит? Ребенок отделяется от матери. В Боге не так. Отец весь в Сыне, и Сын весь в Отце. И рожден прежде всех веков, то есть прежде всякого времени.

Вот вы Символ Веры учите, там сказано: «...иже от Отца рожденнаго прежде всех век». И рождение Его неподвластно никаким страстным характеристикам, оно подобно тому, как свечку возжигают от свечки. Отец родил Сына, но не изнемог, не уменьшился. А Иисус Христос называется Силой Отца. Он — вечная Сила Отца. Отец родил Силу, но Сам не обессилел. Христос называется Премудростью Отца.

Отец родил Премудрость, но не стал глупым. Подобно тому, как свечка от свечки зажигается и не уменьшается. Так же Равный рождает Равного. Поэтому мы говорим, что Он «единосущен Отцу», то есть имеет ту же самую сущность, что и Бог Отец. Иначе бы, как говорит Григорий Богослов, не было славы для Отца в рождении Меньшего Сына. Представьте себе: вот у вас дочка. Вы бы радовались, если бы ваша дочка стала такой же, как вы? И были бы недовольны, если бы дочка ниже вас стала (по воспитанию, развитию). Точно так же и для Отца Небесного честь в том, что Сын равен Ему полностью. И Бог Сын отличается от Бога Отца только одним — рождением, тем, что Он рожден от Него. Три Личности Троицы отличаются между собой только личными свойствами. Свойство Отца — быть Безначальным, Нерожденным, свойство Сына — быть Рожденным от Отца, и свойство Святого Духа — быть Исходящим от Бога Отца. Без этих свойств Личности бы смешались. Была ересь, которая смешивала Личности, говорила, что на самом деле Бог — это одна Личность с тремя масками. Есть другая ересь — «свидетели Иеговы», которые говорят, что Сын Божий — это творение, но это хула на Бога. Мы знаем, что Он Слово Отца и поэтому, конечно же, единосущен Отцу. Поэтому всякий, кто не чтит Сына, не почитает Отца. Почему, собственно, мы говорим, что не спасутся не христиане? Потому что они хулят Сына. Сын — Самооткровение Отца. Спасение — соединение с Отцом. Можно ли соединиться с Отцом помимо Его Самооткровения? Вы можете узнать, что у меня на уме без моего слова? Вы можете узнать об Отце без Его Слова? Конечно, нет. Настоящее знание заключается в том, что ты соединяешься с тем, кого ты знаешь. По-настоящему узнаешь человека, когда с ним поживешь одной жизнью. И наша задача — не просто узнать Бога теоретически, какие у Него свойства. Мы сейчас узнали, но это недостаточно для спасения. Нужно жить с Ним общей жизнью. А эту жизнь Кто дарит? Сын. Как Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14,6). — А может, одной веры в Сына достаточно, чтобы прийти к Отцу? — Нет. Нужно еще жить Его жизнью. Поэтому, собственно, тот человек, который не живет в Церкви, кто ушел из Церкви, то есть из Тела Христа, тот погиб, хотя может верить в Сына. Понимаете, почему конфессии христианства не спасаются? Они находятся вне общения с Вселенской Церковью. Ситуация очень простая. Мы говорили: Церковь — это некая реальность общения Святого Духа. Церковь не может исчезать, не может прятаться, не может то исчезать, то появляться. Не может быть восстанавливаема.