Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Человек может быть исцелен, помните, как прокаженный, и, исцеленный, пойти и забыть отблагодарить. Для Бога важнее сердце. Хотя многие чудеса Господь дает и до сих пор. Кстати, вот в этот храм многих регулярно приводят мироточивые иконы. — Как это — мироточивые? — Посмотрите на фотографии. Видно, как из иконы начинает масло благовонное выделяться. — Масло какое? — Благовонное, да.

Причем, там все обследовать можно, посмотреть — никаких там нет дырочек, ничего нет. Я видел как-то однажды, как перед одной иконой Царя-мученика стоял пар такой, выделялось миро на глазах. А в другом случае, мне человек рассказывал, он видел тоже своими глазами, как четыре капли с четырех концов иконы стекали. — У вас в храме есть такая икона? — Ее привозят к нам.

— А сейчас нет? — В данный конкретный момент ее нет. Ее привозят очень часто. — И у вас было мироточение? — Да, и настолько много стекало, что наполнялись целые вазы. От этого мира люди исцелялись. Давайте теперь перейдем к самой сердцевине тайны христианства. Самая главная вера христиан, самое сердце — это вера в триединство Божие.

Мы верим, что Бог — не просто Личность, а Сверхличность, потому что это три Личности, Которые являются Единым Богом, — Отец, Сын, Дух Святой. Это тайна тайн, самая главная из всех в христианстве. Во имя Троицы мы принимаем крещение, во имя Троицы мы получаем усыновление, во имя Троицы мы получаем прощение грехов. Почему мы верим в Троицу? Потому что так открыл Бог.

Мы знаем, что неверие в Троицу подразумевает неверие в любовь. Например, мусульмане не верят, что Бог — Троица. И они не верят, что Бог — любовь. А мы верим, что Бог есть любовь и поэтому — Троица. Кого Бог любил до сотворения мира? Бог любил Сына Своего и Духа Святого. А если Он один, одинокий? То он — Великий эгоист? Но это не так, мы знаем, что Бог всегда верный и любящий, Он — Любовь, именно потому что Он Троица.

Есть разные попытки логического обоснования троичности. Можно сравнить Троицу с солнечным диском, от него идущим лучом и теплом. Солнечный диск — символ Отца, луч — символ Сына, а тепло — символ Святого Духа. Хоть они и различаются между собой, но составляют единое нечто. Но это только образ. Или, например, река — это источник, русло и устье — три составляющие одного целого, хотя они и различаются между собой, сущность одна.

Но это все образы, которые должны проиллюстрировать тайну. Тайна останется тайной. Мы не можем сказать, почему Бог — Троица. Троичность существует без всяких «почему». Нельзя думать, что если докажешь, то Бог —Троица, а если не докажешь, то Он — не Троица. Он Троичен Сам по Себе, хотим мы этого или нет. Многие люди говорят: ну что вы пугаете вашим Судом Божиим, все равно я в Бога не верю.

Можно ответить: не веришь — твое дело, Он же от этого не перестанет быть. И самое страшное, что Суд от этого тоже не исчезнет. Это, конечно, «хороший» принцип, принцип страуса — спрятать голову в песок. Догмат Троицы внутренне непротиворечив, то есть мы не говорим, что Бог Троичен по сущности и Един по сущности, — это было бы логическое противоречие. Мы не говорим, что Он Троичен по Личности и Един по Личности, — это тоже было бы логическое противоречие. Но мы знаем, что Он Троичен: три Личности, три «Я», три Самосознания, и одна Сущность. И все три — Един Бог, Одно Царство, Одна Слава, Одно Могущество, Одна Держава, Одна Власть. Итак, мы верим в три Личности. Первая Личность — это Отец. Имя Его — Отец. Причем слово, как говорит святой Кирилл Александрийский, имя Отец больше, чем имя Бог. Почему? Потому что Бог — Отец вне зависимости от творения. Он — вечный Отец. Можно быть отцом без детей? Бездетным отцом можно быть? Нет, конечно. Поэтому Бог Отец всегда имеет Сына. Очень важно помнить, что Сын рожден Отцом без матери. Многие думают, ошибочно думают, у мусульман некоторых есть идея, что христиане будто бы считают, что Он плотской Сын Отца. Это глупость. Бесплотный Отец рождает бесплотного Сына. Иисус Христос, Сын Божий, Его другое имя — Логос, Сын, Слово. Он — Слово Отца. Как наш ум выражает себя в слове, можно сказать, что наш разум порождает слово, так и Отец порождает Сына, Который является вечным Самооткровением Отца. Отец — безначален, Он не имеет никакого начала. Не только в смысле времени, в смысле времени не имеет начала ни одна из Личностей Божественных — Предвечный Отец, Предвечный Сын, Предвечный Дух Святой. Они все вечные. Они все святы. Они все совершенны. Но не имеет начала и в смысле происхождения. Отец — источник бытия Сам по Себе. Он соединяет жизнь в Самом Себе, как сказано в Слове Божием. Он обладает всей полнотой Божественной природы и всю ее дает в рождении Сыну. Бог Сын, Слово Отца — вечное Откровение Отца, печать образа Отца, икона Отца вечная, сияние Его Славы, Свет, от Света Воссиявший. Он вечно рожден от Отца. Или рождается. — Почему и рожден, и рождается? — Рожден, поскольку всегда совершенен, в Нем нет никакого течения, никакого процесса. А рождается — потому что Он вечно от Отца. То есть, Он не оторвался от Отца в рождении. Вот у нас в рождении как происходит? Ребенок отделяется от матери. В Боге не так. Отец весь в Сыне, и Сын весь в Отце. И рожден прежде всех веков, то есть прежде всякого времени. Вот вы Символ Веры учите, там сказано: «...иже от Отца рожденнаго прежде всех век». И рождение Его неподвластно никаким страстным характеристикам, оно подобно тому, как свечку возжигают от свечки. Отец родил Сына, но не изнемог, не уменьшился. А Иисус Христос называется Силой Отца. Он — вечная Сила Отца. Отец родил Силу, но Сам не обессилел. Христос называется Премудростью Отца.