Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

И поэтому человек, если хочет победить смерть, должен с Ним соединиться. Бог — единственный Святой, и если человек хочет победить грех, с Кем он должен соединиться? С Богом. И Бог есть Любовь, и если человек хочет быть любящим, с Кем он должен соединиться? — С Отцом и Сыном. — Нет, не только. Не так просто, вот я расскажу сейчас. Есть еще третье Лицо Святой Троицы.

И мы верим в третье Лицо Святой Троицы. Мы верим не только в Отца и Сына, но еще и в Святого Духа. А Кто же Такой Дух Святой? Вы у нас крещеный, рассказывайте. —Дух Святой, Он с самого начала был. — Да, Он в момент творения носился над водами. Кто такой Дух Святой, знаете? — Третья часть Бога. — Лицо, не часть. Бог не из частей состоит.

Дух Святой — это действительно третья Личность Бога. Естественно, Он Бог, равный Отцу и Сыну. Поэтому мы говорим: «. Иже со Отцем и с Сыном спокланяема и сславима.», то есть мы Ему покланяемся совместно с Отцом и с Сыном. И прославляем Его совместно с Отцом и с Сыном. Поэтому, когда мы говорим: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, мы творим сколько поклонов? Один поклон. Почему? Потому что Один Бог.

То есть, мы делаем один поклон во имя Единого Бога. И поэтому себя знаменуем во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы сила Бога через Кровь Иисуса Христа очистила нас. Мы складываем пальцы в троеперстие, показывая веру в Триединого Бога, распятого на одном Кресте. Видите, вся догматика в одной руке. Итак, Дух Святой — это Бог, и Он, в отличие от Сына, исходит от Бога Отца.

Источником Его тоже является Бог Отец, но иным образом: Дух Святой исходит от Отца. Он не Сын и не Брат Богу Сыну. Он иной Бог. Мы знаем, образ Троицы можно сравнить с теплом, которое тоже исходит от Солнца, но не является солнечным лучом, а совместно с лучом приходит на землю. Поэтому и Сын открывается Святым Духом. Дух Святой открывает нам Иисуса из Назарета, Сына Божия.

Поэтому и сказано, что никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом Святым. Имеется в виду: не в том смысле, что никто не может формально называть Его Господом. Никто не может увидеть Его Божественную силу, быть участником Его Божественной жизни, как только Духом Святым. Назвать Господом — пожалуйста, «Господи» — бесы кричали же, но не Духом Святым кричали.

А речь идет о том, что нельзя соединиться с Господом, увидеть Его Божество, Божественную силу. Только Духом Святым. И поэтому, кстати, Крещение совершается силой Святого Духа. Дух Святой — Он называется Господом Животворящим. — Что такое — «ГосподомЖивотворящим»? — Он является Господином Вселенной, Он управляет миром вместе с Отцом и Сыном.

Более того, мы приходим к Богу таким образом: Дух Святой приводит нас к Сыну и через Сына приводит к Отцу. Поэтому Церковь поет всегда на утрене, помните: «во Свете Твоем узрим Свет». Кого? В каком Свете? Во Свете Твоем, Боже, мы узрим Свет. Как это? Что это за Свет? В Свете Твоем, в Святом Духе, мы увидим Свет Кого? Сына. Свет, Который от Тебя. Через Духа мы приходим к Сыну, а через Сына мы приходим к Отцу. И становимся Его детьми. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он — Источник всякой жизни, Он сотворил и растительную жизнь, и животных, Он дает жизнь Ангелам и людям, но Он, главное, дает вечную жизнь. Он дает вечную жизнь в Таинствах. Он возрождает нас, Он вдохнул в нас в начале мира душу и Он дарит нам новую жизнь в Таинствах крещения, миропомазания и в Таинстве причастия. Дух Святой участвовал в Боговоплощении — мы знаем, что Христос родился от Духа Святого и Марии Девы. Он был свидетелем страданий Христа. И Он сошел на землю в день Пятидесятницы и создал Церковь Христову. Церковь, которую врата ада не одолеют, которая до сих пор сохраняет свою жизнь в течение всех двух тысячелетий, несмотря на гонения. И Дух Святой обновит творение в конце времен. Он действительно является Духом Животворящим. И скажем дальше, что Дух Святой — Автор Библии. Он говорил через пророков, через апостолов. — В каком Он смысле говорил? — Многие думают, что Библия написана как письмо от Бога. Но это не так. Пророки и апостолы не лишались разума, когда им Дух Святой говорил, потому что Дух Божий просвещает мысль, а не подавляет. Потому что Он — Дух разума, Дух премудрости и кротости, и крепости, и силы. Дух Святой, наоборот, усиливает могучий сильный разум, так что человек видит то, что никогда бы не увидел сам. Пророки узнавали будущее за много веков до того, как оно произошло. Почему? Потому что Дух Божий озарил их разум. Он является источником Откровения Божия. Мы знаем, что Церковь живет не только Писанием, но и Преданием. Есть ложное предание, человеческое, а есть Предание Бога. Апостол Павел сказал: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес.2,15). — А что такое «предание»? — Предание, собственно, это проявление Святого Духа в самой Церкви. Он проявляет Себя как? В подвигах святых мучеников, в творениях святителей, в подвигах преподобных, которые покоряли свое тело Духу, которые творили множество необыкновенных чудес. И Он проявляется в Литургии, в догматах Церкви, в жизни церковной. Например, мы говорим, что иконы взяты из Предания. Хотя и в Библии сказано, что Бог повелевает делать иконы Моисею. Опять-таки, не икона — свидетельство Боговоплощения. А свидетелем Боговоплощения является Кто? Кто является свидетелем Христова Божества? Дух Святой. Именно поэтому иконы мироточат и чудеса многие творятся.