Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

И поэтому Откровение нам дается в обоих видах: Писание и Предание, они одно без другого не существуют. Писание нужно для того, чтобы не подменить Предание Божие преданием человеческим, а Предание — для правильного понимания Писания. Потому что без этого будет миллион ложных толкований. Это все — едино. В едином и целом держится. — Кто такой Святой Дух?

— Это Тот, Кто исходит от Бога Отца, это тоже Бог. Одно из трех Лиц единого Бога. Третья Личность Бога, равная Отцу и Сыну. — То есть, Бог породил Святой Дух так же, как и Сына? — Нет, Он извел Святого Духа иным образом, чем Сына. Мы знаем, что иным образом, но не ведаем, каким. Григорий Богослов пишет: «Ты спрашиваешь меня, чем отличается рождение Сына от исхождения Святого Духа, отвечаю — объясни мне для начала, что такое есть Безначальность Отца, как может нечто быть абсолютно безначальным, объяснишь мне, я тебе объясню потом и то, и другое, и мы попадем в сумасшедший дом».

— Зачем отвечать вопросом на вопрос? Почему он не может ответить — я не знаю? — А ответ такой же. Мы знаем, что иным образом, но не знаем, каким, как мы не знаем в принципе, что такое рождение, так ведь? Вот и всё. Мы знаем, что Отец породил Сына, но как — не ведаем. Известно, что Дух Святой исходит от Отца иным образом, чем Сын, но как, мы не знаем.

— Но сказать, что Бог породил Святой Дух, это неправильно? — Да, потому что Сам Бог говорит, что Он Его извел. — В общем, Святой Дух исходит от Отца. И на этом всё? — Да. Таким образом, мы знаем, что это три Личности. Четко видим, что их три «Я», три Самосознания, понимаете. А источник Божества — один, поэтому и Бог один. Почему мы не верим в трех Богов? Потому что источник Божества — Отец. Он источник и Сына, и Духа.

Поэтому не три Бога у нас, а Один Бог, имеющий Свое Слово и Святого Духа. — Скажите, а что значит — «соединиться с Богом»? — Вот к этому я как раз сейчас и хотел перейти, к этому вопросу. — А можно сказать, что Святой Дух — это составная часть? — Бог не состоит из частей, Бог — простое Существо, не состоящее из частей. Он един в трех Личностях, в трех «Я». — А как вообще правильно говорить?

— Три Личности, у каждой их которых есть собственные свойства: у Отца — нерожденность, у Сына — рождение, у Духа — исхождение. Это три свойства, которые отличают одну Личность от другой, вот и всё, во всем остальном они полностью равны друг другу. Давайте теперь перейдем к вопросу, что значит — соединиться с Богом. Вот важнейший вопрос!

Есть Дух Святой, то есть от Него можно святость получить. А что такое святость? Святость — что-то запредельное, запредельные силы... Мы знаем, что Бог непостижим. Он говорит: «... человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,20). И апостол Павел пишет: «... блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим.6,15-16).

И мы знаем, что Серафимы, которые стоят перед лицом Бога, закрывают глаза, чтобы не быть попаленными полыхающим пламенем, предельным сиянием. И сказано, что Бог обитает во мраке. — Почему, в каком мраке? Он, Свет, во мраке обитает, как это? — Мрак от избытка света возникает, знаете? Предельный свет, он просто ослепляет глаза, поэтому и мрак. Как на солнце смотреть больно. Поэтому многие и говорят, что Бог во мраке обитает. От избытка света исходящего, не от недостатка, а наоборот. Но, тем не менее, нам в Писании обещано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5,8). Нам обещано, что мы увидим Бога лицом к Лицу, что мы Его познаем и будем подобны Ему, и Бог поселяется в нас, и Бог Отец, Сын, Дух Святой живет в нас, входит в наши сердца и живет там. Это нам обещано Словом Божиим: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13,12). «... вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6,16). И этим, собственно, живет Церковь. Множество святых живут этим. — Как это объяснить? — Дело в том, что Церковь Православная различает Бога, Его сущность и Его силы, энергии, благодать. Сущность Бога — несообщима и непостижима. Почему? Потому что она абсолютно бесконечна. Но Бог проявляет себя в Огне. Он является в Сиянии, в Свете Своем неприступном, в Своих силах. Он являет Себя как крепкое могущество, которое входит в нас. Сила Божия, которая нас спасает, называется благодатью. Это нетварная, несотворенная вечная сила Бога, не зависящая от творения. Бог сиял бы и исходил бы из Своей сущности вне зависимости от творения. Эта сила называется в Библии еще славой Бога, это сияние Бога. В этом свете Христос явился апостолам на горе Фавор, помните? Они видели славу Царства. Господь сказал апостолам: «...есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр.9,1). И они увидели Христа сияющего, они увидели Царствие Божие. Так что это и есть Царство Бога, вечное Царство, до начала времен начавшееся, вечное сияние. И вот эта благодать, вот эта сила, она сообщима людям. — Что такое «энергия Бога»? — Это сила Бога, она, собственно, по-гречески и называется «энергия». Это не касается космической энергии, она — над космической. Ее нельзя измерить. Как можно измерить материальным свойством нематериальную силу? Но результаты ее действия вполне очевидны и измеримы. Чудо само как произошло, мы не можем понять, но результат мы можем проверить.