Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Вы знаете, что Рождественским постом православные христиане не едят мясных и молочных продуктов. Вот вы приходите в гости, идете на кухню и видите, что там, например, карбонат, а кто его не любит? И приходит мысль: какой, однако же, вкусный этот карбонат, как бы мне было бы здорово его съесть! Эта мысль — грех или нет? — Если мысль пришла, еще не грех.

— Конечно, если мысль еще не принята нами, она просто к нам вошла, она дверь для того, кто ее подсовывает, для дьявола. — А когда еще с ней борешься, это грех? — Нет, когда с ней борешься, это я объясню дальше. И у нас возникают два варианта поведения. Первый вариант поведения — сказать: да пошла ты вон, гнусная мысль, и всё. Об этом так Библия говорит, помните: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» (Пс.136,9).

Эти младенцы — зло на самом маленьком уровне развития. Его нужно взять, о камешек разбить — и всё. О какой камень? О камень имени Христа Спасителя. И зло уйдет, и нам награда будет на Небесах. А люди неопытные что делают обычно? Они начинают мысль рассматривать. Человек начинает отвлекаться: да, однако, вкусная же это вещь карбонат, эта мысль правильно говорит, какой тонкий аромат он имеет. А запах! Как вдохну его.

Это называется сложение, вторая стадия греха. Видите, уже развитие греха, конечно же, есть, но он судится в зависимости уже от уровня, как бы разницы духовного развития подвижников. Человек, который уже на высоком уровне подвижничества находится, для него это больший грех, конечно же. Потом мысль начинает захватывать. Появляется следующая мысль: ну разве Бог заметит, что я съем кусок этого карбоната, для чего Ему нужно, что Ему, жалко, что ли, будет, если я кусок карбоната съем?

Эта третья стадия называется уже захват, то есть сложение и собеседование с этой мыслью. Совесть говорит: мил человек, вспомни, что уже на носу Рождество Христово, тут уж подождать осталось недельку, неужели ты не подождешь ради послушания Церкви и для того, чтобы нормально Рождество встретить? И начинается борьба. Причем надо заметить, что Бог все делает так, что у совести и у этой злой мысли всегда одинаковые шансы, ровно одинаковые, пятьдесят на пятьдесят. Куда человек повернет — туда или туда?

Если он повернет в правильном направлении и по мере сил своих справится со грехом, то ему будет награда в Царствии Небесном. А если он не справится, то начинается следующая, четвертая стадия, начинается дело. И человек берет и съедает этот карбонат. Потом он говорит: ну, все равно я съел, дай-ка я поем еще. Съедает весь карбонат, который есть у гостей, и еще что-нибудь прихватит в карман, чтобы не заметили.

Это называется действие, которое, конечно, будет судиться, и за которое человек, если не раскается, будет нести ответственность на Страшном Суде, совершенно точно. Конечно, вы понимаете, что дело не в карбонате как таковом, потому что в карбонате, естественно, нет ничего плохого. А грех именно в том, что человек его неправильно употребил. Далее начинается следующая стадия.

Человек говорит: я сделал, — и у него начинает грех входить в привычку. Второй раз сделать так в этой же ситуации будет легче, второй раз пост нарушить легче. В третий раз еще легче. А потом возникает то, что называется в Библии «стезей», а в нашем таком рядовом понимании — колеей. Условный рефлекс начинается. Например, когда вы входите в дом, вы автоматически включаете свет. Так же начинается и с человеком. Он, человек, начинает автоматически делать грех. Бывает такое? По привычке. Например, в курении это ярче всего проявляется. Человек на автомате, даже не думая, с таким стеклянным взором зажигает сигарету. — А курение — это грех? — Конечно же, самоубийство. Самое настоящее. Точно так же алкоголик начинает одну, другую, третью, четвертую рюмку — тоже на автомате. Это состояние называется страстью. Слово «страсть» с каким словом связано? Слово «страсть» на что похоже? — Страшно? — Страдать, страдание. Страсти вызывают, безусловно, страдание, и человек, одержимый страстями, хоть одной из страстей, которая захватила его, сам себя обрекает на мучения. Он находится в состоянии страдания. Элементарный пример: человек, который курит, если он не курит неделю, как ему будет приятно, курильщику? Его будет ломать. А если он помрет в таком состоянии, что ему будет? Его будет ломать вечно. Или наркоман, или алкоголик. Почему? Потому что он пребывает в зависимости. В этом как раз и находится корень вечных мучений, которые охватывают человека. Бог говорит: горите в пламени и в огне, который вы сами разожгли. Вы сами его разожгли, сами и мучайтесь. «Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, — идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете» (Ис.50,11). — А обжорство? Сколько нужно есть, какие-нибудь есть нормы? — Очень просто. Норма такая — чтобы после еды человек хотел молиться, сохранил желание молиться. — Человек должен съесть столько, чтобы хотелось молиться? — Да, если после еды хочешь молиться, значит, все правильно. А почему? А потому, что нет общей нормы. Один человек в день съедает два-три килограмма, другой — полкило. Просто разные организмы, как можно здесь какие-то нормы устанавливать? Это невозможно. То же самое человек, который может выпить стакан водки и еще нормальный будет, а другому будет много уже пятьдесят грамм. — А если ты поел и еще хочешь, то это надо прекратить? — Ну, опять-таки, кому как. То есть, есть люди, которым недостаточно обычной порции еды, так пусть такой поест больше, чем только ходить и об еде думать. Норма — она не такая. Человек должен съесть столько, чтобы хотеть молиться, вот именно такой и является духовная норма. Потому что человек должен ходить всегда перед лицом Бога, служить Ему. Для того, чтобы справиться со страстью, необходимо прямое вмешательство Бога. Без вмешательства Бога со страстью человек не справится никогда, так как страсть становится второй природой человека.