Даниил Сысоев/Огласительные беседы/ Библиотека Golden-Ship.ru

Бывают, конечно, взаимовыгодные обмены страстей — иногда страсти уходят, чтобы обменяться на более сильную страсть. Это бывает очень просто, например: человек бросает курить для того, чтобы больше уважать себя. Происходит обмен шила на мыло, меняет меньшую страсть курения на большую страсть гордыни. А гордыня — это страсть куда большая. Можно не иметь никаких страстей, кроме гордыни, но и одной гордыни хватит для того, чтобы человек ушел на дно ада.

— А за карбонат тоже уйдет на дно ада, за то, что съел карбонат? — Не знаю насчет дна, но если человек сознательно делает и не раскаивается потом, то, конечно, будет за всё отвечать. — Как человек отвечает за всё, как это определяется? — В зависимости от человека все и определяется. Для человека, который не знает ничего о посте, для него это грехом вообще не является, потому что он и не знает ничего про пост.

А для человека, который знает о посте и сознательно его нарушает, для него, естественно, ответственность больше. Потому что грех не в карбонате, конечно же, а в том, что его не вовремя употребили. — А если некий человек работает физически тяжелым трудом, и ему действительно нужно много есть? — Как вы думаете, Илия Муромец был хилый человек, наверное, слабенький был человек? — Не хилый, но тем не менее... — .не работал совершенно Илия Муромец?

— Но во время поста тоже нужны силы. — Я вам привожу совершенно конкретный исторический пример — Илия Муромец. Это вполне историческая личность, он скончался в конце одиннадцатого века, мощи его находятся в Киево-Печерской Лавре, он невысокого роста — два метра двадцать сантиметров, вот такой всего лишь. В ширину у него там тоже, по-моему, только метра полтора.

Наши амбалы все по сравнению с ним — карлики. Вы можете сами сходить и посмотреть на его мощи. Вы знаете, как он питался? Даже былина есть об этом, историческая, да и доказано недавно было. Встреча Илии Муромца с чудищем подробно описывается в былине. Под чудищем подразумевается, скорее всего, какой-нибудь великан из Хазарии иудейской. И спрашивает чудище: ты сколько ешь, Илия Муромец, что хочешь со мной сразиться?

Он ему говорит: я съем в день калач, выпью чару воды — и сыт. Ну, хилый человек, согласитесь. А тот говорит: ты со мной точно не справишься, я съем полбыка и полтысячи калачей, вот тогда я сыт. Ну и что? Илия Муромец берет его и побеждает. Это действительно так, на самом деле. Почему? Потому что количество калорий, которое получает человек, зависит не от количества еды, которую он съест, а от степени усвояемости, объективно.

Бывает, человек ест-ест, ест-ест, а ничего — всё голодный. — Если степень усвояемости у тех, которые, допустим, едят мясное, и степень усвояемости у тех, которые едят не мясное, одинаковая. — Она разная. Поэтому даже врачи говорят, что одному полезно есть мясо, а другому — овощи. — Тем не менее, как тогда можно питаться, каким образом тогда Илия Муромец получал необходимые калории? — Так и питался, калачом и водой. И ничего. И побеждал. — И что, он только этим и питался? — Да. — А почему он не слабел физически? — Потому что он Богу служил. Бог ему давал силы.

Посты ведь предназначены не для того, чтобы человек диету соблюдал. Что включает в себя пост? Кроме воздержания от мяса, молока, яиц, рыбы, что еще? Еще предполагается ходить больше в храм, больше читать слово Божие, больше делать добрых дел. Тогда Божии силы будут непосредственно приходить. Это не пустые слова, не какие-то фантомы. Божия сила — это реальность, которую даже пощупать можно. Только она гораздо более мощная, чем что бы то ни было. Поэтому и силы даются. Антоний Великий ел только два раза в неделю. Сорок лет он так питался обычно. Но он ни разу не болел, был очень сильный физически, мог пешком по полтысячи километров проходить, чего, я думаю, никто из нас не сделает. Он жил в глухой пустыне, я как раз недавно был в этом монастыре. Там до источника ему надо было полтора километра в один конец ходить за водой, и он носил на себе эту воду сам и дожил до ста тридцати лет. И ничего. А потому что Божия сила на самом деле действует, понимаете, — это не фантазии и не сказки. Человек же, который говорит, что, мол, мне сил не хватит, обычно попросту не доверяет Богу. Помните, что любой грех связан с непослушанием Богу. У нас в Церкви грех нарушения поста связан в данном случае с маловерием. Страсти лечатся чем? Лечатся они, конечно, искренним раскаянием и силой Бога, которая дается в Таинстве, Таинстве покаяния или крещения. Если человек не крещен, значит, он крестится и получает силу Бога, для того чтобы справиться со страстями. Крещеный человек для борьбы со страстями кается и причащается и также получает силу Бога. Но нам недостаточно просто не делать зло. Знаете, часто люди говорят: у вас там одно «нельзя» — нельзя то, нельзя сё. А что же можно? Есть такая книга, называется «Петр Дамаскин», там он приводит список из двухсот семидесяти шести добродетелей, которые можно делать вместо страстей. Наверное, достаточно? И это только начальные добродетели, а дальше еще есть. То есть человек усваивает себе свойства Самого Бога. И эта работа продолжается бесконечно, бесконечное уподобление Создателю. Но что такое добродетель, как вы думаете? — Когда делают добро. — Просто? Чем тогда добродетель от доброго дела отличается? — Добродетель — это навсегда, наверное, а доброе дело один раз сделал, и всё. — Да. Добродетель — это добро, вошедшее в привычку. То есть, наша цель — не просто сделать добро. Многие люди говорят: ну, я же добро делаю. Задача человека — не просто делать добро. Задача человека — сделать так, чтобы добро вошло у него в привычку. Например, если человек раскаивается в каком-то грехе, что он должен делать?